Сегодня в Подмосковье на территории Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева под дождем и солнцем долгие годы ржавеет уникальная разработка советских конструкторов. Это образец подвижной фортификации – настоящий бункер на колесах, в свое время так и не принятый на вооружение.
Новые требования
Холодная война, набравшая обороты к середине XX столетия, требовала не только прогресса в создании наступательного и оборонительного вооружения, но и разработок в области фортификации. Советские военные нуждались в мобильных укрепленных объектах, предназначенных для размещения командных пунктов. Главное требование к ним – легкость и быстрота перебазирования вслед за оперативным перемещением воинских контингентов. Работы в этом направлении в СССР велись с середины 1950-х годов.
Итогом поисков советских конструкторов стала родившаяся в 1957 году концепция защищенной машины на автомобильном шасси с активным полуприцепом. Начиная 1960-х годов, советские инженеры проводили испытания по определению прочности и герметичности кабин, выработке способов и механизмов самовыкапывания машин, а также отлаживанию систем автономного жизнеобеспечения, предназначенных для различных носителей.
Результатом этих работ стала специальная самозащищенная машина (СЗМ) под шифром «Стрела» на шасси ЗИЛ-135Л. Образец появился на свет в 1965 году в единственном экземпляре. Серийному производству техники помешали ее высокая стоимость и негативная реакция маршала Андрея Гречко во время показа экспериментального образца. Идею специальной защищенной машины с единым кузовом пришлось забыть на 10 лет.
Однако технический прогресс в области вооружения не стоял на месте. В конце 1970-х годов армии многих стран мира, в том числе и НАТО, обзавелись новыми разведывательно-ударными комплексами, позволявшими наносить высокоточные удары по различным объектам, расположенным на местности. Это вызвало необходимость подумать о надежной защите мобильных органов управления. Прежние способы защиты в виде сборно-разборных железобетонных или стальных конструкций в этих условиях были малоэффективны.
Разработка была поручена сразу трем организациям: Центральному научно-исследовательскому институту No15 им. Д. М. Карбышева, фортификационному бюро и заводу инженерных войск No54. Работы возглавил генерал-полковник Сергей Аганов. Задача звучала так: создание защищенной машины на базе автомобильного шасси с высокой проходимостью и грузоподъемностью, оснащенной единым защитным кузовом и встроенной системой углубления.
Предварительный итог работ можно было подвести в 1975 году, когда министерству обороны была представлена новая концепция защищенной машины для пунктов управления войсками. Образец получил кодовое название «Редут», что соответствовало смыслу французского слова redoute – «отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида». В качестве базы для «Редута» был взят восьмиколесный тяжелый грузовой автомобиль МАЗ-543 производства Минского автомобильного завода.
Надежная база
Взоры на технику белорусских автомобилестроителей были обращены неслучайно. На серийных образцах МАЗ-543 использовались базовые военные шасси грузоподъемностью в 19 – 22 тонны, приспособленные к эксплуатации в условиях повышенной влажности и запыленности при температурах окружающей среды от -40 до +50 C на высотах до 3000 метров над уровнем моря.
От прочих армейских машин МАЗ-543 отличали узкие закрытые боковые кабины, ставшие фирменным знаком всех автомобилей второго поколения МАЗ. Внешний вид кабин представлял собой двухдверный и двухместный звуко– и теплоизолированный модуль с обратным наклоном лобового стекла, оснащенный вентиляцией, отоплением, переговорным устройством и фарой-искателем на крыше.
В изготовлении кабины использовалась полиэфирная смола и стеклопластик, которые отличались довольно высокой надежностью. Заявленная прочность себя оправдала на все сто. Во время тестовых испытаний на ударную нагрузку разрушился стенд, на котором была закреплена кабина, оставшаяся невредимой.
Высокой степенью прочности и надежности отличалась и конструкция всего автомобиля. Кроме того, МАЗ-543 мог похвастаться превосходными динамическими качествами, высокой проходимостью и маневренностью в самых сложных природных условиях, практичностью и приспособленностью к монтажу различного рода надстроек.
МАЗ-543, как и все представители семейства, имел размеры колесной базы 7,7 метра, длина гиганта превышала 11 метров. Высокую проходимость машины обеспечивали восемь односкатных широкопрофильных шин с развитым протектором, которые были поставлены на полный привод. Дорожный просвет составлял 440 мм.
Движение машине обеспечивал V-образный 12-цилиндровый дизельный мотор Д12А-525А с максимальной мощностью в 525 л. с. Этого хватало, чтобы разогнать машину с полной массой в 39 тонн до 60 км/ч. На каждые 100 км МАЗ-543 расходовал примерно 80 литров топлива. Минский тяжеловес не замечал броды глубиной до 1 метра, с легкостью преодолевал подъемы с углом до 30 градусов.
Такие разные судьбы
Если сам автомобиль МАЗ-543 не имел серьезных нареканий, то в комплексе с «Редутом» уже в ходе первых испытаний он получил ряд замечаний. Первое из них – это перегруженность базовой машины, также была выявлена недостаточно эффективная работа механизмов выглубления из-под залежалого или замерзшего грунта, кроме того техника испытывала проблемы при выезде из-под грунтовой обсыпки. Опытный образец доработали к 1978 году, и ход новых испытаний обнадежил военных.
На «Редуте» были установлены семь кронштейнов с гидродомкратами вертикального перемещения, а также грунтосбрасыватель: он размещался на крыше и позволял в короткие сроки высвободить машину из-под укрытия. Длительность процесса как закапывания, так и выглубления не превышала получаса.
По замыслу инженеров максимальный уровень защиты командного пункта на колесах обеспечивался при заезде техники в заранее подготовленный котлован. После этого машина окончательно «окапывалась» и превращалась в полноценный бункер. Состав материала, из которого изготавливалась оболочка «Редута», никогда не разглашался, однако известно, что опытные образцы были из дюралюминиевого сплава. Прямого попадания снаряда он бы не выдержал – для этого и предполагалась тщательная маскировка. Зато «Редут» был защищен от мелкокалиберного вооружения и осколков, которые могли задеть машину на марше.
Многие военачальники заинтересовались «Редутом» и поддержали идею его массового производства. Однако министр обороны СССР Дмитрий Устинов был иного мнения. Присутствовавший на показе новинок инженерной техники маршал завил, что серийный выпуск подобной машины слишком дорого обойдется советскому бюджету. К сожалению, Устинов даже не пожелал увидеть демонстрацию возможностей «Редута». Последний раз машину-бункер видели на демонстрации образцов инженерной техники в 1987 году.
А вот сам МАЗ-543 оказался настолько востребованным, что положил начало целому семейству машин военного и гражданского назначения. Некоторые из моделей стали полноценными боевыми единицами, предназначенными для решения самых сложных огневых задач. Евгений Кочнев в книге «Секретные автомобили советской армии» отмечает, что в общей сложности на многочисленных военных и гражданских вариантах МАЗ-543 было смонтировано до двух сотен всевозможных серийных, опытных и макетных систем вооружения и надстроек отечественного и зарубежного производства.
Наиболее известные примеры – ЗРК С-300, баллистическая ракета «Р-17», мобильный береговой ракетный комплекс «Рубеж», артиллерийский комплекс «Берег», реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Ураган». Нельзя не отметить и целый ряд вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов, установленных на базу МАЗ-543: это системы обнаружения целей, обороны, связи и охраны, а также автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета.