Японские военные и спецслужбы во время Русско-японской войны были заинтересованы в дестабилизации обстановки в Российской империи. Для «расчленения» государства в Стране восходящего солнца старались пойти на что угодно – например, на спонсирование сепаратистов. Именно поэтому можно считать, что за революцией 1905 года стоят власти островного государства.
Утром деньги – вечером стулья
Полковник Акаси (Акаши) Мотодзиро до начала войны являлся военным атташе Японии в Санкт-Петербурге. Следовательно, он был в курсе внутренних российских проблем. Вскоре его перевели в Стокгольм, откуда он начал вести работу по поддержке деструктивных сил Российской империи. Японец установил контакт с Конрадом (Конни) Циллиакусом – лидером Партии активного сопротивления, который призывал к террору в борьбе за отделение Финляндии от России. Вместе они решили провести что-то похожее на съезд российских оппозиционеров с целью объединения сил для свержения самодержавия.
Главные качества русского солдата, которых боялись противники
Мотодзиро настолько был убедителен, что ему удалось получить от японского правительства 100 тысяч йен на сплочение оппозиции. Съезд тоже удалось организовать. Он прошёл в Париже, а участие в нём приняли 8 партий из 19 приглашённых. Наибольшую активность и заинтересованность в сотрудничестве проявили революционные партии Польши, Грузии, Армении, Латвии и Финляндии, а вот РСДРП консолидировать усилия отказалась.
Сор деньгами
Собственно, результативным съезд назвать нельзя. Единственное, о чём удалось договориться, так это о подготовке вооружённого восстания, но только в случае поступления необходимого финансирования. С этим как раз и были проблемы. В Токио деньги считать умели, да и противники российской монархии продолжали перетягивать одеяло на себя. Так, каждая партия предпочитала свой вид оружия: социалисты-революционеры и польские социалисты не любили ружья, тогда как финны и кавказцы отдавали предпочтение именно им. Попробуй всем угоди, да ещё и в условиях, когда денежные средства не льются рекой! Кроме того, не всё закупленное оружие дошло до адресатов, а грузинские революционеры, вооружённые несколькими «подарочными» винтовками Веттерли так и не устроили массовые беспорядки.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
Несмотря на сомнительные достижения, Акаси Мотодзиро у себя на родине воспринимали как героя. В 1913 году он был повышен до генерал-лейтенанта, а в 1918 году стал генерал-губернатором Тайваня. Правда, через год военный скончался на 56-м году жизни.
Были в Стране восходящего солнца и те, что считал Мотодзиро откровенным шарлатаном – мол, Япония победила бы в военном конфликте и без существенных финансовых вливаний непонятно во что. Так, японский историк Чихару Инаба называл Акаси «неудачником» и утверждал, что средства, направлявшиеся революционерам, оказались «потрачены напрасно».

