В 2014 году мировые СМИ облетела сенсация: на свободу вышел 84-летний немец Рейнхард Кунце, отсидевший в советских и российских тюрьмах 69 лет. По слухам, на него лично распространялся сталинский приказ — никогда не отпускать. Причиной называли мщение за гибель в концлагере сына Сталина, Якова Джугашвили. Однако при ближайшем рассмотрении эта история оказывается полной нестыковок, превращаясь в исторический детектив.
Долгий плен
После войны в СССР осталось около двух миллионов немецких военнопленных, трудившихся на восстановлении страны. К середине 1950-х почти все они были репатриированы. Но Рейнхард Кунце, осуждённый за военные преступления, остался. Его освободили лишь в июле 2014 года, что и породило легенду о «вечном» приговоре.
Самые страшные лагеря ГУЛАГа: как выживали зэки на Колыме
Ключевой элемент мифа — связь Кунце с гибелью Якова Джугашвили. Сын Сталина, попав в плен в 1941 году, содержался в концлагере Заксенхаузен. 14 апреля 1943 года он совершил отчаянный побег: бросился на заграждение под высоким напряжением. В тот же момент прозвучал выстрел охранника.
По распространённой версии, этим охранником и был Рейнхард Кунце. Якобы, узнав о его причастности, Сталин отдал негласный приказ: «Никогда не освобождать».
Изменить что-либо в судьбе бывшего эсэсовца не смог даже распад Советского.
Не все точки над «i»
На самом деле в истории с Кунце не всё так очевидно. До сих пор нельзя с уверенностью сказать, что эсэсовца приговорили именно за смерть Якова.
Джугашвили сам бросился на проволоку под напряжением, а стрелял в него роттенфюрер СС Конрад Хафрих. Кроме того, проведённое вскрытие доказало — беглец умер не от ранений, а от воздействия электрического тока.
Вызывает вопрос и само присутствие Кунце в лагере. На тот момент ему должно было быть всего 12 лет, тогда как в дивизии СС «Гитлерюгенд» служили с 17-летнего возраста. К тому же эсэсовцы воевали на танках на Восточном и Западном фронтах. К охране лагерей их не привлекали. Скорее всего, Рейнхард Кунце был осуждён за другие военные преступления, возможно, совершённые уже в конце войны, когда в войска СС призывали и несовершеннолетних. Его долгий срок — следствие тяжести обвинений и, возможно, бюрократической ошибки или забывчивости системы, в которой он затерялся после массовой репатриации.
