Первая мировая война причудливым образом изменила судьбы многих людей. Одним из них был прославленный полководец Родион Яковлевич Малиновский, который в течение десяти лет занимал пост министра обороны СССР. В его официальной биографии не указывалось, что в 1918 году будущий маршал отважно сражался в составе Французского иностранного легиона и даже получил престижную воинскую награду.
Дважды Герой Советского Союза
Всю свою сознательную жизнь Родион Яковлевич Малиновский (1898-1967 гг.) был военным. 14 сентября 1914 года, когда он принял участие в своем первом сражении, юному одесситу еще не исполнилось и 16 лет. Парень отправился добровольцем на фронт, тайком присоединившись к пассажирам воинского эшелона. Несмотря на возраст, юношу, пожелавшего сражаться за веру, царя и Отечество, зачислили в пулеметную команду 256-го Елисаветградского полка 64-й дивизии.
Писатель Юрий Лубченков в своей книге «100 великих полководцев Второй мировой» (Москва, 2005 г.), отметил, что боевое крещение Родион Малиновский принял во время форсирования реки Неман. Юный пулеметчик показал себя отважным бойцом во многих сражениях, поэтому уже в октябре 1915 года дослужился до звания ефрейтора и получил Георгиевский крест IV степени за воинскую доблесть, проявленную в бою у Кальварии.
Революционные события не затронули Р.Я. Малиновского, поскольку в феврале 1916 года в составе 4-й пулеметной команды 2-го Особого пехотного полка он был направлен во Францию. Вернуться в Россию бывший военнослужащий царской армии смог лишь в 1919 году. Тогда же он вступил в Красную армию.
На долю Р.Я. Малиновского выпало много сражений. Он участвовал в разгроме войск адмирала А.В. Колчака в ходе Гражданской войны, помогал испанским товарищам в борьбе с диктатором Ф.Франко в 1937-1938 годах, но в полной мере талант полководца раскрылся во время Великой Отечественной войны. Родион Яковлевич – один из нескольких маршалов Советского Союза, чьи усилия привели к поражению гитлеровской Германии. Войска, находившиеся под его командованием, освободили Румынию, Венгрию, Австрию и Чехию от немецко-фашистских захватчиков.
А в июле 1945 года Р.Я. Малиновский уже командовал войсками Забайкальского фронта, разгромившими Квантунскую армию императорской Японии. После победы полководец был удостоен звания Героя Советского Союза. А вторую золотую звезду «за выдающиеся заслуги перед Родиной» маршал получил в 1958 году, будучи уже министром обороны СССР. Этот пост полководец занимал вплоть до своей кончины.
Негостеприимная Франция
С 1916 по 1918 годы судьба забросила Р.Я. Малиновского во Францию. Вообще, эта европейская страна оказалась крайне негостеприимной для многих русских солдат и офицеров, которые были вынуждены воевать против немцев на фронтах Западной Европы.
Как известно, Российская империя и Франция во время Первой мировой войны были членами военно-политического блока «Антанта». На помощь союзникам в начале 1916 года император Николай II направил Русский экспедиционный корпус, в состав которого входил 2-й Особый пехотный полк, где служил пулеметчиком Родион Малиновский.
Сергей Балмасов – автор книги «Иностранный легион» (Москва, 2004 г.) – пишет, что до начала Первой мировой войны в рядах французских войск сражались лишь считанные единицы русских, но к 1916 году ситуация изменилась. Ряды Иностранного легиона пополнили тысячи эмигрантов, большинство из которых покинули Россию по политическим мотивам, а позже к ним добавились солдаты и офицеры царской армии, оказавшиеся на территории Франции волею судьбы.
После Февральской революции 1917 года положение Русского экспедиционного корпуса стало неопределенным. Государя-императора, на верность которому присягали военнослужащие, сместило Временное правительство. Многие представители уже несуществующей царской армии решили просто вернуться домой, но у руководства Франции были другие планы.
«Русские солдаты и офицеры за рубежом оказались тогда людьми без Родины. Этим обстоятельством и поспешило воспользоваться французское командование, решившее погреть руки на русском несчастье и пополнить русскими Иностранный легион, зная, что российским солдатам и офицерам в сложившихся условиях деваться некуда», – отметил в своей книге С.С. Балмасов.
Франция нуждалась в профессиональных военных, ведь в Западной Европе не прекращались боевые действия, а Германия начала строительство первых танков серии A7V, которые поступили на вооружение в конце 1917 года. Поскольку стать легионерами согласились лишь немногие русские солдаты и офицеры, на них было оказано сильное давление. Перед людьми поставили выбор: стать «пушечным мясом» во Французском иностранном легионе или отправиться на каменоломни Северной Африки, чтобы выполнять там изнурительную, каторжную работу. Не избежал этой участи и Р.Я. Малиновский.
Восстание в лагере Ла-Куртин
Публицист Андрей Канев представил в 2016 году на конкурс молодых журналистов «Со-Творение», организованный фондом «Русский мир», свое исследование «Французский крест Родиона Малиновского». В ней автор отметил, что будущий маршал получил орден «Круа де Гер» в апреле 1917 года, когда членам Русского экспедиционного корпуса удалось вырваться с боями из окружения под Реймсом. В том сражении молодому пулеметчику раздробило разрывной пулей кисть руки, так что чудом удалось избежать ампутации.
То есть, какое-то время после Февральской революции русские солдаты и офицеры продолжали добровольно помогать союзникам в войне. Они располагались в лагере Ла-Куртин, неподалеку от города Лиможа. Но в сентябре 1917 года, узнав о планах французского командования перебросить их на Салоникский фронт в составе Иностранного легиона, русские устроили вооруженное восстание, которое было жестоко подавлено.
«С обеих сторон погибло около 600 человек. Организаторы бунта и самые активные его участники были расстреляны. Не миновать бы пули карателей и Родиону Малиновскому, но тут у него открылась старая рана. Георгиевского кавалера отправили в лазарет», – написал Андрей Канев.
А после госпиталя пулеметчик, отказавшийся вступать в Иностранный легион, был препровожден в каменоломни. Французы намеренно создавали для вчерашних союзников по оружию невыносимые условия, чтобы вынудить их пойти на фронт. Понимая, что иначе они просто умрут от непосильного труда и голода, русские солдаты и офицеры подчинились.
В январе 1918 года Р.Я. Малиновский, как и многие его товарищи по несчастью, вынужденно вступил в «Русский легион Чести» – военное подразделение, сформированное в составе 1-й Марокканской дивизии Иностранного легиона. Будущего министра обороны СССР назначили командиром взвода пулеметчиков.
Отважный воин
Как и всегда, Р.Я. Малиновский воевал храбро. В сентябре 1918 года он участвовал в сражении, которое позже получит название «Сталинград Первой мировой войны». Тогда легионеры с боями прорвали оборону Гинденбурга. Три линии немецких фортификационных сооружений были преодолены с помощью штыковой атаки и гранат.
За самоотверженные действия в этом бою Родион Малиновский получил вторую по счету французскую награду – Военный крест с серебряной звездочкой.
Писатель Борис Соколов в своей книге «Маршал Малиновский» (Москва, 2016 г.) процитировал приказ № 181 генерала Догана, командовавшего 1-й Марокканской дивизией, датированный 15 сентября 1918 года. В этом документе про Родиона Малиновского сказано: «Отличный пулеметчик. Особенно отличился во время атаки 14 сентября, обстреливая из пулемета группу неприятельских солдат, оказавших упорное сопротивление. Не обращая внимания на опасность губительного артиллерийского огня неприятеля».
Некоторые исследователи утверждают, что будущий маршал дослужился в Иностранном легионе до звания прапорщика.
Впрочем, «Русский легион Чести» был расформирован в декабре 1918 года. Французское командование направило солдат и офицеров в Марсель, откуда они отплыли на пароходе в Россию.
Вступление в Красную армию
Доктор философских наук Андрей Буровский в книге «Апокалипсис XX века. От войны до войны» (Москва, 2011 г.) написал о Р.Я. Малиновском: «До конца его дней в СССР скрывали, что в молодости он воевал в составе Иностранного легиона и имел французские награды».
Так или иначе, а история возвращения бывшего легионера в Россию действительно полна загадок. Он почему-то решил добраться на родину через Владивосток. Исследователи расходятся во мнениях и относительно целей будущего маршала. Так, Андрей Канев считает, что Родион Малиновский хотел вступить в Красную армию по идейным соображениям. А Борис Соколов недоумевает, как бывший легионер свободно перемещался по тылам армии А.В. Колчака, будучи в иностранной форме и без документов на русском языке. И почему подозрительного военного сразу не зарубили разведчики «красных».
Дочь маршала, филолог Наталья Малиновская рассказывала в интервью, что встреча ее отца с «красными» состоялась возле Омска. Поначалу его действительно приняли за иностранного шпиона, но при штабе 240-го Тверского полка, к счастью, оказался военврач, хорошо знавший французский язык. Он внимательно изучил документы арестованного и подтвердил, что это демобилизованный солдат Иностранного легиона. Подозрения с Р.Я. Малиновского были сняты, и он вступил в ряды «красных».
В своей автобиографии, написанной в 1938 году, будущий маршал сообщал: «В белой армии не служил, службу в старой армии и Французской армии закончил ефрейтором. Под судом и следствием не состоял. Родственников за границей не имею».
В любом случае, боевой опыт, полученный Р.Я. Малиновским в ходе Первой мировой войны, был уникальным, ведь будущий полководец принимал участие в сражениях против германской армии, вооруженной танками и передовыми на тот момент артиллерийскими орудиями. Если в конце 30-х годов ХХ века отдельные советские генералы в своих тактических разработках все еще делали ставку на героическую конницу, то Родион Яковлевич уже тогда понимал, что предполагаемая война с гитлеровской Германией потребует совсем другого подхода.
Его правоту подтвердила история.