08/09/25

Родительский грех: как по «изъянам» новорожденного определяли поступки матери

Сегодня за здоровье малыша отвечает медицина, но столетия назад на Руси вся ответственность ложилась на мать. Причем не только физическая, но и мистическая. Считалось, что каждый поступок, каждая мысль и даже мимолетный испуг будущей матери напрямую «отпечатывались» на внешности и характере новорожденного. Родимое пятно, форма носа или тихий нрав — всё это было не случайностью, а прямым следствием поведения женщины «в положении».

Не ребенок, а зеркало грехов

В традиционном обществе материнство было главным служением женщины, а саму беременность называли «непраздным» состоянием — временем тяжелого труда и строжайших запретов.

Согласно поверьям, любое врожденное уродство или особенность считались карой за родительские грехи. Крайним проявлением такого греха видели связь с нечистой силой. Считалось, что если женщина «согрешила с чертом» — хотя бы просто позвала его по имени или поддалась «дьявольскому наваждению» — то нечистый мог подменить здорового младенца на больного «подменыша» или даже на полено.

Нарушение запретов и испуг

О том, тщательно ли женщина следила за исполнением многочисленных запретов во время беременности, также можно было узнать по внешности рожденного ею ребенка. Так, И. И. Шангина в своей книге «Русские дети: основы народной педагогики» пишет, что будущим матерям запрещалось переступать через коромысло, иначе новорожденный будет горбатым. Ребенок, появившийся на свет с различными особенностями, свидетельствовал о том, что его мать, находясь в положении, смотрела на аналогичных людей. Если новорожденный оказывался немым или слепым, то многие были уверены – женщина шила по праздникам, благодаря чему собственноручно и «зашила» рот или глаза ребенка.

Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало

Кроме кривых предметов, шитья и инвалидов, беременной следовало опасаться и всего пугающего. Нередко всевозможные особенности внешности ребенка или те же родимые пятна связывали с испугом, который испытала в прошлом его мать. Например, считалось, что «непраздной» женщине нельзя смотреть на пожар и в испуге притрагиваться к собственному телу: именно на этих местах и появятся родимые пятна у ребенка. Упоминал об опасности испуга беременной женщины и Г. Попов, автор издания «Русская народно-бытовая медицина». По утверждению Попова, если щеки или какая-либо другая часть тела младенца обрастала шерстью, все знали, что его мать напугал волк.

Неподобающее поведение

Несмотря на подобные поверья, касавшиеся диких зверей, животных беременной женщине обижать было нельзя. По крайней мере, так указано в работе «Полевые исследования студентов РГГУ» (РГГУ, 2007 год). В противном случае по внешнему виду ребенка можно было определить, над какими именно птицами или животными издевалась женщина. Например, считалось, что сын или дочь женщины, пнувшей курицу, будет страдать от бородавок.

Сквернословие также представляло для представительниц женского пола строгое табу. Татьяна Щепанская, автор издания «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.», утверждает, что у любительниц подобных слов рождались немые дети или малыши, только научившиеся говорить, начинали заикаться. Также, как отмечают Александр Морок и Ксения Разумовская, авторы «Книги примет», на Руси существовало поверье, согласно которому родимое пятно на теле младенца свидетельствовало о том, что, будучи на сносях, женщина совершила кражу.