нвВ настоящее время Турция для России является без преувеличения ключевым партнёром на Ближнем Востоке. Уровень сотрудничества подтверждают частота встреч глав двух государств – Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, количество важных с геополитической точки зрения проектов – таких как газопровод «Турецкий поток», а особенно – покупка Анкарой у Москвы зенитно-ракетных комплексов С-400 вопреки возражениям Вашингтона. Однако даже несмотря на видимую доброжелательность по отношению друг к другу, диалог сторон часто заходит в тупик, а иногда и вовсе прерывается.
Сирия как яблоко раздора
Ещё каких-то пять лет назад Турция чуть ли не официально считалась главным врагом России из-за «удара в спину», по выражению Владимира Путина, - по причине сбитого в Сирии российского бомбардировщика Су-24. Тогда политологи и политики всерьёз обсуждали возможность военного столкновения двух стран, и казалось, что вопрос об атаке уже решён. Но ситуация нормализовалась, Анкара признала ошибку, и отношения снова наладились.
Однако в начале 2020 года обстановка вновь накалилась, и опять это было связано с Сирией. Турецкая армия 3 февраля нанесла удар по правительственным войскам в ответ на якобы имевший место обстрел ее военных в сирийском Идлибе. Как сообщил Реджеп Эрдоган, атака с привлечением артиллерии и авиации была осуществлена по 46 объектам в Арабской Республике. Президент также заявил, что Анкара будет «поступать так и впредь» и продолжит операции в Сирии, добавив, что «те, кто испытывает на прочность турецкую решимость, поймут свою ошибку».
Отдельно он призвал российскую сторону «не пытаться остановить» операцию Турции в Сирии, хоть и оговорился, что ее цель - только правительственные войска. Но в этих словах многие эксперты увидели вызов: значит, любое подобное нападение Россия вправе расценить как агрессию, направленную в том числе и против её интересов. И тогда вероятность боевого столкновения значительно вырастает. Чем грозит подобное развитие событий?
Силы очевидно не равны
Турция, согласно последнему индексу Global Firepower, по военной мощи, хоть и входит в двадцатку самых продвинутых стран на планете, но занимает не самое перспективное 13 место. При этом всего несколько лет назад она располагалась на десятой строчке.
По оценкам специалистов, общая численность действующих турецких войск составляет 355 тысяч человек, в резерве – ещё 380 тысяч. На вооружении – более тысячи самолётов и вертолётов, четверть из которых, правда, учебные; 2,5 тысячи танков, по 1200 с лишним пушек и самоходных артиллерийских установок, почти 9 тысяч различных бронемашин; а также 149 кораблей, в том числе 12 подлодок, 16 фрегатов и 10 корветов. Преимущественно всё это уже старая техника, но есть среди нее и современные машины – модернизированные истребители F-16 и танки Leopard-2.
Россия в указанном рейтинге занимает второе место. В распоряжении Москвы войска численностью более миллиона человек; более 4 тысяч самолётов и вертолётов – как хорошо зарекомендовавших себя и модернизированных советских машин, так и новейших; почти 13 тысяч танков и более 600 различных кораблей.
Такая военная махина явно не по зубам турецкой армии, у которой к тому же гораздо слабее наземные системы противовоздушной обороны и оперативно-тактические ракетные комплексы. Впрочем, сами по себе цифры всё равно не могут отражать в полной мере соотношение сил. К тому же надо учитывать, что в современных условиях важнее применение высокоточного оружия и профессионализм военных.
В вооружённых силах Турции немало бойцов, закалённых не только в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, но и в борьбе с противниками режима. «Конечно, антипартизанские действия против курдов - это довольно специфический опыт, но всё-таки обстрелянный солдат всегда лучше необстрелянного... Турецкие вооруженные силы - это очень серьёзная величина», - отметил в интервью BBC эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
При этом боеспособность армии всё же пошатнулась после массовой чистки ввиду неудавшейся попытки госпереворота в 2016 году. Хотя до сих пор армия в Турции – это элита, туда престижно попасть, там престижно служить.
Вместе с тем и в Вооружённых силах России подготовке солдат в последнее время уделяют особое внимание. А та же операция в Сирии помогла получить недостающий и очень ценный боевой опыт. В частности, по переброске стратегической авиации – бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 - из отдалённых районов страны. По мнению военного обозревателя Ильи Крамника, эта практика дает Москве особое преимущество в противостоянии с таким соперником, как Анкара.
Международный конфликт
При всём при этом нельзя забывать одно важное обстоятельство: Турция – член НАТО. А согласно уставу Североатлантического альянса, нападение на члена организации автоматически запускает механизм коллективной безопасности. И вопрос, придут ли другие страны блока на выручку Анкаре, остается главным.
С одной стороны, обязательства есть обязательства. Но с другой - Эрдоган за последние годы порядком испортил отношения с государствами НАТО. Да и вряд ли кто-то из них захочет ввязываться в конфликт с Россией, который вполне может перерасти при неблагоприятном развитии событий в ядерную войну. А в ней уже не будет победителей – проиграет всё человечество.