Кажется, что о наших потерях в Великую Отечественную войну, мы знаем, если и не всё, с точностью до человека, то, хотя бы, известны потери по всем отдельным операциям в разные годы, и ничего не забыто.
Однако, как ни печально, но это не так. Даже в самом авторитетном на сегодняшний день источнике — справочнике «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил», под редакцией Г.Ф. Кривошеева, можно легко найти пробелы.
Например, данные о попытках прорвать Блокаду Ленинграда в 1941 году в справочнике ограничены 2-й Синявинской операцией 20-28 октября. Однако, к этому моменту наши войска отнюдь не закончили своё наступление. Оно продолжалось и в ноябре, и, особенно, в декабре 1941 года
Синявинская операция и битва за Тихвин
К декабрю 1941 года восточнее Ленинграда сложилась следующая ситуация. Войска Ленинградского фронта провели в октябре Синявинскую наступательную операцию, которая закончилась безрезультатно. Встречный удар двух армий фронта (54-й и 55-й), который должен был привести к уничтожению Синявинской группировки войск вермахта, привёл лишь к значительным потерям наших войск, а немцы так и остались на занимаемых позициях. Хотя официально, наступление прекратилось 28-го октября, на самом деле 55-я армия в ноябре ещё несколько раз пыталась наступать, но никакого результата не добилась. И потери были немалые.
16-го октября немцы начали наступление на Тихвин, в результате чего была перерезана железная дорога, связывавшая восточный берег Ладожского озера с остальной страной. Это поставило под угрозу снабжение Ленинграда. Нормы выдачи хлеба в городе упали до самых низких, именно в этот период детям и иждивенцам полагалось по 125 г в сутки. Однако уже 19-го ноября советские войска перешли в наступление и немцам пришлось с боями отходить.
17-го декабря часть войск Ленинградского фронта, действовавших на волховском направлении была выделена Волховскому фронту, под командованием генерала армии К. А. Мерецкова. На него возлагались новые, важные задачи.
План нового наступления
Как пишет Вячеслав Мосунов в своей работе «Попытка прорыва Блокады в декабре 1941 года», 12-го декабря в Ставке было принято решение о проведении операции силами Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов.
Ленинградский фронт наносил основной удар силами пополненной 55-й армии: 6 стрелковыми дивизиями и 2 танковыми бригадами, Задача армии — отрезать Мгинскую группировку вермахта. Вспомогательные удары наносили 8-я, которой для этого ещё надо было форсировать Неву, и 42-я армии, которая должна была сковать немецкие силы на юго-западных подступах к Ленинграду и помешать перебросить резервы.
Противостоящие силы немцев, которые обеспечивали Блокаду Ленинграда включали шесть пехотных дивизий.
Основной ударной силой планируемой операции должен был стать Волховский фронт. Его задачей было наступление на Любань, которую следовало взять 24-го декабря. Советское командование считало, что немецкие силы исчерпаны в боях под Тихвином, и задачей наших войск будет преследование остатков отступающих частей 16-й армии вермахта.
В целом, перед войсками ставилась весьма амбициозная задача по разгрому основных сил группы «Север», полному снятию Блокады Ленинграда, освобождению Новгорода. Для этого уже в ходе наступления Волховскому фронту должны были быть переданы дополнительно две полноценные армии.
«Рождественская битва»
Наступление войск Ленинградского фронта началось 20-го декабря, силами 42-й, 55-й и 8-й армий. По немецким документам, бои носили крайне ожесточённый характер. Потери пехотных дивизий превышали 100-200 человек в сутки. Командование 18-й армии вынуждено было перебросить резервы: штрафной батальон, танковый батальон 8-й танковой дивизии. На случай возможного прорыва советских войск в районе Красного Бора сосредотачивался только что прибывший 203-й танковый полк — 142 танка.
Наступление 8-й армии выдохлось уже через два дня, но 55-я армия продолжала наступать. Особо ожесточенные бои развернулись 25-го декабря, когда в бой было введено сразу шесть дивизий и 125-я танковая бригада с танками КВ. Именно этот день отмечен в журнале боевых действий 18-й немецкой армии как «Рождественская битва» (Weihnachtenschlacht).
125-я танковая бригада полковника Чеснокова имела 25 танков КВ, 25 бронеавтомобилей и 6 самоходных установок Т-26-6. Последние представляли собой 76-мм полковую пушку на шасси танка Т-26 и использовались только на Ленинградском фронте. Танки КВ, как часто и справедливо пишут, могли не бояться немецких противотанковых пушек, которые не пробивали их лобовую броню. Однако уже к вечеру 26-го декабря в бригаде на ходу остался один танк.
В пехоте потери были не менее чувствительные: согласно отчету 55-й армии уже к 25-му декабря в дивизиях оставалось менее тысячи «штыков». И это при том, что в ходе боёв с 19-го по 28-е декабря армия получила пополнение 3 092 человека в возрасте до 45 лет.
Сводки и отчёты о боевых действиях показывают, что войска действовали несогласовано, не было налажено взаимодействие между артиллерией, пехотой и танками. Были и крайне неприятные факты, когда рота автоматчиков, приданная танкистам, самостоятельно вышла из боя. А проще говоря бежала.
По данным историка Олега Красильникова только за десять дней боёв в декабре 55-я армия потеряла 25 234 человека убитыми и ранеными. Согласно «Сведениям о потерях личного состава 55 армии». А за время с 19 по 26.12.1941 г. за этот период было потеряно 11 723 человека, в том числе убитыми 1 963. Все эти, далеко не полные данные, показывают, что потери были значительными.
Безуспешные попытки Ленинградского фронта прорвать немецкую оборону продолжались до конца декабря и не прекратились в январе.
Наступление Волховского фронта
Войскам Мерецкова предстояло отнюдь не преследовать отступающего в беспорядке противника, как описывали в советское время Тихвинскую наступательную операцию. Войска 16-й армии вермахта отступали в полном порядке, переходили от одного оборонительного рубежа к другому, упорно удерживали ключевые плацдармы на реке Волхов, что срывало все советские планы.
Потери советских войск были огромны. 60-я танковая дивизии вела бой имея в строю 5-10 танков Т-26 и 5-6 бронеавтомобилей, в кавалерийских дивизиях оставалось по сотне «сабель», а в стрелковых — по одной-две сотне «штыков».
А части вермахта ещё и переходили регулярно в контратаки, зачастую весьма удачно. Так, немцы разгромили 25-ю кавалерийскую дивизию, которая с ходу захватила было плацдарм на реке Волхов.
И в целом, хотя и удалось заставить немецкие войска отступить на исходные позиции, поставленные задачи перед войсками выполнены не были.
К концу декабря на Волховском фронте были сформированы ещё две армии, 59-я и 26-я. Последняя, это будущая печально известная 2-я Ударная. Однако наступательные возможности войск были исчерпаны, первоначальные планы не годились.
Нужна была передышка для подготовки к следующему наступлению. Надо сказать, что ждали недолго, уже 7-го января 1942 года началась Любанская наступательная операция.