11/08/19

РПГ-40: за что красноармейцы не любили эту противотанковую гранату

Напоминавшая консервную банку с толстой ручкой, первая русская противотанковая граната Великой Отечественной войны отличалась не только неприглядным внешним видом, но и весьма дурной «репутацией». «Танюшу», как ее прозвали в пехоте, красноармейцы не любили. Крайне опасная в использовании, через некоторое время после начала войны граната РПГ-40 стала практически бесполезной против немецких танков.

Появление

Принятие на вооружение противотанковой гранаты фугасного типа было ускорено после событий Зимней войны. В 1940 году советское командование отдало предпочтение разработке конструктора Пузырева, сотрудника завода №58 имени Ворошилова. У гранаты был характерный цилиндрический корпус с тонкими жестяными стенками, а вес боеприпаса составлял 1200 граммов.
Налаженный в 1941 году выпуск «Танюш» доходил до миллиона экземпляров в месяц (3 млн гранат за годы войны поставили одни только предприятия ГУЛАГа).
РПГ-40 раздавали пехотинцам, сражающимся на тех направлениях, где существовала опасность появления танков, а также партизанам.

Особенности применения

Из-за специфики конструкции запала с инерционным предохранителем для того, чтобы взорвать РПГ-40, требовалось сделать мощный бросок в сторону вражеского танка.
Пехотинец должен был рассчитать силу и при этом попасть с расстояния 20-25 метров под танк таким образом, чтобы граната никуда не отскочила. Бросок следовало сделать очень быстро – после снятия чеки запал реагировал даже на небольшие колебания. Граната могла сработать, даже если ее случайно уронили на землю.

«Танюшу» следовало метать лишь в уязвимые места «Панцеров» – под гусеницу, под башню, либо на крышу моторного отсека. При этом солдату нужно было находиться сбоку или сзади от танка. После броска инструкция предписывала тут же спрятаться – в окоп, в крайнем случае, за стену или дерево – иначе пехотинец рисковал быть пораженным взрывом. На открытой местности применение РПГ-40 и вовсе считалось самоубийственным.
Конечно, чтобы соблюсти нужные условия, требовалась определенная сноровка, и научиться метанию гранаты, к сожалению, успевали не все. Иногда, впрочем, солдаты гибли скорее по собственной глупости, а не от недостатка опыта. Известны случаи, когда красноармейцы брали запал от РПГ-40 и пытались использовать его с противопехотной гранатой РГД-33. Несовместимость конструкций приводила к взрыву в руках.

Эффективность

По задумке конструктора, РПГ-40 должна была пробивать броню толщиной 20 мм. Для лёгких танков Panzer II и Panzer 38, толщина брони которых не превышала 14,5 мм, она вполне подходила. Но уже со средними танками противника «Танюша» справлялась плохо – при взрыве оставалась лишь вмятина, причем неопасная для экипажа танка.
"Более эффективным средством я считал бутылки, наполненные горючей смесью", - высказывался о РПГ-40 Василий Гладков, герой документальной книги Владимира Першанина «Я прошел две войны».

Пытаясь усовершенствовать свое детище, Пузырев создал в два раза более мощную гранату РПГ-41 – но и она была неэффективна, так как из-за повышенного веса дальность броска существенно снизилась. В 1942 году армия вернулась к использованию раннего варианта. Но к 1943 году 760 граммов прессованного тротила РПГ-40 уже совершенно не хватало, чтобы пробивать броню только что сошедших с конвейеров новых немецких «Пантер». Впрочем, когда ситуация была совсем отчаянной, пехота пользовалась связками РПГ-40, но для солдата бросок такого боеприпаса означал верную смерть.

В итоге в противотанковой борьбе «Танюшу» сменила РПГ-43 – граната с меньшим количеством взрывчатого вещества, но имевшая принципиально иную конструкцию. Благодаря эффекту кумуляции взрывная энергия оказывалась сосредоточена в одном направлении - эта граната обладала в 3 раза большей бронебойностью и могла пробить броню толщиной 75 мм.

Тем не менее, РПГ-40 вплоть до мая 1945 года продолжала использоваться против бронетранспортёров и для разрушения дотов. Партизаны также применяли её для подрыва поездов – запалы «Танюш» срабатывали от вибрации рельсов при появлении состава.