02/06/22

Как князья Голицыны создали «семейную» боевую систему

Особое место среди восточных боевых искусств занимают клановые или родовые системы рукопашного боя, которые передавались лишь в узком кругу лиц. Есть свидетельства, что аналогичные боевые практики существовали и на русской почве. В начале 1990-х о тайнах рукопашного боя князей Голицыных рассказал потомок аристократического рода Борис Тимофеев-Голицын.

Явление Бориса Голицына

После распада СССР возрос интерес общественности к двум темам, которые долгое время оставались под запретом: традиционной дворянской культуре и боевым искусствам. Удивительным образом они сошлись в лице одного человека – Бориса Васильевича Тимофеева-Голицына. История его жизни читается, как авантюрный роман.

Отпрыск дворянского рода появился на свет в Ленинграде в 1924 году. Мальчик должен был быть Голицыным, но за несколько лет до его рождения отец с помощью бывшего министра внутренних дел князя Львова сменил фамилию на Тимофеев.

В возрасте 17 лет Борис попал в Красную Армию в качестве воспитанника полкового духового оркестра. Юноша играл на валторне, но с началом Великой Отечественной войны его отпустили домой. В блокадном Ленинграде Борис Тимофеев потерял сознание от голода, так что санитарная команда, обходившая квартиры дома на Лиговском проспекте, в мае 1942 года сочла его мёртвым. Справку о своей смерти «воскресший» блокадник хранил до конца дней.

Военкомат повторно взял Тимофеева в армию. Немного откормившегося юношу зачислили в 134-й полк 45-й гвардейской дивизии. Борис Тимофеев неоднократно ходил в штыковые атаки на «Невском пятачке». Однажды он сумел отрубить немцу голову сапёрной лопаткой.

13 февраля 1943 года в бою под Красным Бором в предплечье правой руки Тимофеева попал осколок мины, вырвав часть мышцы. Инвалидность не помешала демобилизовавшемуся бойцу впоследствии стать геологом. На Кольском полуострове он открыл месторождение минерала вермикулита под названием «Тигем».

Лишь в 1990-х годах Борис Тимофеев перестал скрывать дворянское происхождение и «прибавил» к своей фамилии ещё одну – родовую.

«Азы» системы Голицыных

Борис Тимофеев-Голицын открыл общественности часть боевых приёмов, которые передавались в его семье из поколения в поколение. Эту систему рукопашного боя знали лишь представители рода Голицыных и бойцы княжеской дружины. По словам Тимофеева-Голицына, князья сохраняли личную дружину до самой революции – она была замаскирована под дворовых слуг. Княжеских детей обучал воин-наставник – дядька. Других людей обучать было запрещено. Впрочем, Борис Тимофеев частично нарушил это правило уже в советское время, обучая приёмам своих товарищей на фронте и в геологических экспедициях. Кроме того, одно время он проводил тренировки по самозащите для милиционеров.

В состав «голицынской» системы входили методы обращения с 24 видами оружия. Рассказывая о штыковом бое, Борис Васильевич учил колоть противника не до конца штыка, а лишь на 10 сантиметров. Но вытаскивая штык, следовало одновременно разворачивать его, выдирая плоть врага.

Потомок дворянского рода говорил о решающем значении «мелочей» в бою. Сам он имел прекрасно тренированное боковое зрение и умел «вычленять» нужные звуки из любого шума.

Показывая методы собственно рукопашного боя, Тимофеев-Голицын учил освобождаться от нападения нескольких противников, крутясь «волчком». При этом он применял принцип «всё к себе» – как можно ближе прижиматься к противнику.

Даже в преклонном возрасте князь оказывался неуязвим:
«Пробовали и завернуть Борису Васильевичу руки назад, и шею перехватывали, но результат оказывался прежним, через несколько секунд переваливший за восьмой десяток инвалид второй группы выскальзывал на свободу и уже мы оказывались в его руках», – описывал схватку с Тимофеевым-Голицыным писатель Николай Коняев, встречавшийся с ним в 1995 году.

Потомок княжеской фамилии всегда подчёркивал, что раскрывает лишь «азы» своего искусства. Впрочем, самые «убойные» из приёмов, якобы практиковавшихся в его семье, относятся, скорее, к области фантастики или оккультизма. Рассказывают, что Тимофеев-Голицын мог убить человека лёгким малозаметным движением – бесконтактным ударом «накат». Также он умел наносить «замедленный удар» с отсроченным действием. Некоторым доводилось слышать особый «боевой рык» Голицыных, заставляющий противника паниковать.
Борис Тимофеев-Голицын ездил по всей России, демонстрировал приёмы и давал нравственно-патриотические наставления до самой своей смерти в 2000-м году.

Вопрос аутентичности

Информация о боевой системе князей Голицыных основана на свидетельствах одного человека. Читатель вправе задать вопрос, не является ли это боевое искусство новоделом, то есть изобретением самого Бориса Тимофеева-Голицына? Тем более, что примеров «возрождения» якобы «исконных» боевых систем в бывшем СССР довольно много. К примеру, на Украине в середине 1980-х годов родилась система «боевой гопак», которую создал человек, много лет занимавшийся каратэ.

Известно, что Тимофеев-Голицын тоже общался с адептами боевых искусств. Его совместные фотографии с дзюдоистами, самбистами и каратистами видел Николай Коняев. Так что приёмы князь вполне мог почерпнуть у восточных мастеров. Легенды о страшных ударах отсроченной смерти («дим-мак») распространены среди занимающихся китайскими боевыми искусствами.

С другой стороны, князья Голицыны действительно славились на Руси как блестящие воины. В этом разветвлённом роду со времён Ивана Грозного было немало воевод и генералов, которые получали ранения в боях. Впрочем, оказавшись в эмиграции после революции, никто из потомков рода даже не заикался о наследственном рукопашном бое.

Косвенным аргументом в пользу аутентичности системы может служить лишь её сходство с другими русскими боевыми искусствами. Например, с системой Буза, реконструированной, как утверждают её создатели, на этнографическом материале деревенской артели кулачных бойцов-рукопашников Северо-Западной Руси. Именно в этих краях находилась вотчина Голицыных. Буза была создана учеником Голицына – кандидатом исторических наук Григорием Базловым, который включил в систему приёмы своего учителя.

Ещё один известный автор собственной системы рукопашного боя Алексей Кадочников говорил о князе Голицыне так: «Когда он был ещё жив, мы увидели, что владеем с ним одним и тем же».