Во время Великой Отечественной войны ожесточенные сражения и тяготы не мешали солдатам обоих сторон проявлять человечность. Советская пропаганда внушала бойцам, что воюют они не с рядовыми бойцами, а с режимом Гитлера в целом. Обычные немцы стали жертвами пропаганды, поэтому сознательным советским гражданам их можно и нужно было спасать. Более того, многие советские солдаты видели, что немцы точно такие же простые люди, просто волею судьбы оказавшиеся по другую сторону окопов.
Советские ветераны вспоминают, что иногда противники стояли лицом к лицу на протяжении нескольких недель. За это время бывали эпизоды, когда солдаты из разных армий могли перекинуться друг с другом парой слов, бывали даже рукопожатия. Естественно, что это касалось только солдат-одиночек, до массовых братаний дело не доходило.
Особенно это проявилось под Сталинградом, когда одиночек немцев советские солдаты не брали в плен. Их кормили, поили чаем, давали махорку, после чего отпускали. Мол, расскажите своим, как мы вас «плохо» приняли, какие «плохие» в СССР люди, после чего сдавайтесь в плен все вместе!
Раненых немецких солдат часто направляли на лечение в советские военные госпитали, где воины из разных армий общались между собой.
Немцы, особенно в первые месяцы войны, относились к советским солдатам не так тепло и душевно. Такой была политика немецкого военного руководства. Но простые солдаты нередко угощали противника куревом, делились краюхой хлеба, жали руку. Такие сведения имеются у Немецкого комитета по истории Второй мировой войны.
Естественно, что политруки обоих армий всячески препятствовали проявлению какой-либо симпатии по отношению к врагу. Например, 9 мая 1944 года подразделения 10-го и 63-го корпусов вошли в Севастополь. Немцы прекратили стрельбу, предложив нашим перемирие. Но офицеры политотдела дивизии приказали на следующий день открыть стрельбу по уже признавшим свое поражение немцам.
Нужно отметить, что рукопожатия очень часто были данью вежливости. Пожавший руку солдат мог на следующий день выстрелить в своего «товарища», это считалось выполнением воинского долга.
В сентябре 1939 года, когда Вторая мировая война шла уже полным ходом, немецкие и советские войска соприкасались в Польше. Отношения между ними можно было назвать дружески-нейтральными. Есть минимум одна фотография, на которой изображены жмущие друг другу руки немецкий и советский солдаты. Все это происходит на глазах нескольких десятков рядовых из обеих армий.
Жали руки советские воины и немецким перебежчикам, которые перед началом войны принимали сторону СССР и сообщали о датах ключевых боевых действий. Самым известным перебежчиком стал Альфред Лискоф, которого допрашивал майор Бычковский, начальник 90-го погранотряда.