31/05/21

«Русские-братья!»: какие народы на самом деле так считают

В разное время русские считали братскими многие народы. Это были и ближайшие соседи, и славяне Балканского полуострова, которые боролись за независимость от Османской империи, и представители республик бывшего СССР. Новые политические веяния заставили русских усомниться в истинности их дружеских чувств. Разумеется, каждый человек может придерживаться собственного мнения, но есть страны, в которых большинство жителей испытывают братские чувства к России.

Концепция «старшего брата»

К XIX веку некогда скромное Московское княжество превратилось в огромную и влиятельную империю. Тогда, по мнению многих исследователей, в русском общественном сознании возникла патерналистская концепция по отношению к представителям других народов. Особенно это коснулось балканских братьев-славян, которым Российская империя оказала значительную поддержку.

Помогая народам, стремящимся к независимости от турецкой власти, русские вдохновлялись своей исторической миссией. Они чувствовали, что воюют за правое дело. Идея славянской солидарности заставляла царские власти покровительствовать сербам, болгарам, черногорцам и всем, кто видел в Османской империи своего врага. Так среди русских людей стало формироваться мнение, что они должны заботиться о дружественных народах, как старшие братья о младших.

Эта концепция нашла свое продолжение во времена СССР. Доктор исторических наук Александр Вдовин в своей книге «Подлинная история русских. XX век» (Москва, 2010 г.), отметил, что руководство страны называло русский народ старшим братом в единой советской семье, чтобы логически оправдать экономическую помощь, которую РСФСР оказывала союзным республикам. Так русским объяснили, почему они должны поднимать народное хозяйство национальных окраин, строить дороги, фабрики и заводы в Средней Азии и Закавказье. Старший брат ведь всегда помогает младшим.

Русские считали, что представители союзных республик, государств Варшавского договора и развивающихся стран, вступивших в социалистический лагерь, будут испытывать к ним братские чувства за оказанную поддержку. Это мнение оказалось верным в отношении представителей некоторых народов.

Белорусы

Пожалуй, самым близким, дружественным и братским народом для русских являются белорусы. Не случайно 2 апреля 1996 года президенты двух стран (Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко) договорились о создании Сообщества России и Белоруссии, которое вскоре было переименовано в Союзное государство.

Доктор философских наук Лев Криштапович написал статью «Историософское единство белорусов и русских как основа строительства Союзного государства», которая была опубликована в журнале «Научные ведомости Белгородского государственного университета» (No 8 за 2011 год). В ней ученый высказал мнение, что белорусы и русские всегда будут братскими народами.

«Исторический путь развития Беларуси проходил в русле национального, культурного, цивилизационного единства с Россией. Для белорусского и русского народов характерны языковое родство, единство образа жизни и территории, одна и та же социально-нравственная система ценностей, одни и те же мировоззренческие и политические убеждения, общность исторической судьбы», – считает Л.Е. Криштапович.

По словам ученого, белорусы уверены, что их благополучное будущее заключается в союзе с Россией, и они заинтересованы в экономическом и социальном развитии братской страны.

Сербы

Еще один народ, большинство представителей которого относится к русским с искренней симпатией, это сербы. Они благодарны «старшему брату» за помощь, оказанную в национально-освободительной борьбе против турок. К тому же, сербская культура формировалась, во многом, под влиянием России.

Профессор университета города Нови-Сад, Мара Кнежевич, посвятила отношениям двух народов свою статью «Культурно-исторические связи русских и сербов», которая была опубликована в журнале «Общество. Среда. Развитие» (No 2 за 2017 год). Исследовательница уверена, что русский и сербский народы неразрывно связаны, а основой их братских отношений является православная вера.

«Русская культура повлияла на развитие культуры Сербии. В XVIII веке российские учителя основывали сербские школы и организовывали систему образования. Сербская литература XIX века развивалась под влиянием русской», – отметила Мара Кнежевич.

Военная помощь России не ограничилась борьбой с Османской империей, во время Первой мировой войны армии обеих страны воевали бок о бок. Вторая мировая война еще более укрепила братские связи между народами, сербы никогда не забудут помощь Красной Армии, участвовавшей в освобождении страны вместе с югославскими партизанами.

Во время драматических событий 90-х годов ХХ века многие русские добровольцы также воевали вместе с братьями-сербами.

Болгары

Как и сербов, болгар связывают с русскими давние связи. Например, 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры, посвященный памяти православных святых Кирилла и Мефодия. Этот праздник имеет большое значение и для братского народа, ведь 24 мая – День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.

Интервью с известным болгарским историком Румяной Михневой было опубликовано в журнале «Историк» (No 6 за 2017 год) под заголовком «Без России Болгарии не существовало бы». Иностранная исследовательница вспомнила события Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, когда русские войска освобождали братьев-славян от власти Османской империи. Она считает, что без поддержки России болгары никогда не добились бы национальной независимости.

«Меньше чем за шесть месяцев, в течение которых по условиям двух договоров русские войска могли оставаться в Болгарии, ваши представители успели сделать очень много. Они помогали нашей стране во всех отношениях, прежде всего в создании государственных институтов и собственной армии», – сказала в интервью Румяна Михнева.

Историк признала, что среди представителей ее народа есть и люди, не испытывающие братских чувств к России, ведь в XIX веке интересы самодержавной империи не всегда совпадали с чаяниями болгарского народа, а в эпоху СССР местные противники коммунизма опасались, что их страна утратит суверенитет одним лишь решением «старшего брата». Но все же, подавляющее большинство болгар благодарны русским за многое. Две страны объединяют неразрывные культурные и религиозные связи.

И хотя болгарское правительство в годы Второй мировой войны вступило в союз с гитлеровской Германией, население страны не питало симпатий к нацистам. Болгары создавали партизанские отряды, оказывали вооруженное сопротивление немцам, радостно встречали части Красной Армии, помогавшие освободить их страну. А душевное обращение «братушки» к советским воинам навсегда осталось в памяти русских.

Русины

Немногочисленный народ русины – это восточные славяне, компактно проживающие в некоторых регионах Украины, Венгрии, Словакии, Польши, Румынии, Сербии и Хорватии. Они исторически считают себя частью единой русской культурной общности. Об этом кандидат исторических наук Сергей Суляк написал в своей статье «Русины карпатского региона и русская цивилизация», которая была опубликована в журнале «Русин» (No 1 за 2009 год).

По мнению исследователя, несмотря на то, что Карпатская Русь оказалась в составе других государств, для жителей этих земель всегда определяющее значение имели православная вера и духовная связь с Россией. Русины всеми силами противостояли агрессивным попыткам соседей превратить их в католиков.

Особенно ярко это проявилось в конце XIX – начале ХХ века, когда русины подвергались гонениям со стороны Австро-Венгрии за стремление отстоять свою национальную идентичность. Например, в 1904 году семь крестьян подкарпатского села Изы были приговорены к разным срокам заключения по обвинению в том, что они «молятся за русского царя».

«В это время начинается Первое русинское Возрождение. Оно воспринималось как возвращение к общерусской истории, культуре и языку. Также в это время ширится «обрядовое движение», одним из лидеров которого стал священник Иоанн Наумович», – написал С.Г. Суляк.

А в работе другого видного деятеля Первого русинского Возрождения Осипа Мончаловского (1858-1906 гг.) «Святая Русь» есть такие строки: «Нет, честный сын Руси, будь она Галицкая или Буковинская, не только не может быть врагом своей дорогой Матери, Святой Руси, но и должен всеми законными и благородными средствами победить разрушающих национальное и культурное единство русского народа...».

Словенцы

По мнению многих исследователей, истинно дружеские чувства к России испытывают и словенцы. Долгое время борьба местных просветителей за национальную независимость основывалась на идее этнического родства и культурной близости с русскими.

Доктор исторических наук Искра Чуркина – автор статьи «Русские и словенцы на протяжении столетий», которая вошла в альманах «Slovenica I: История и перспективы российско-словенских отношений» (Санкт-Петербург, 2011 год издания). Исследовательница считает, что осознание родства с народом, создавшим влиятельную империю, способствовало росту чувства национального достоинства и самоуважения среди словенцев.

Во время войн, которые вела Россия с Турцией, симпатии всех славян неизменно были на стороне «старшего брата». Подвигам русских воинов посвящались стихи, а крупные победы отмечались праздничными гуляньями. В конце XIX века словенцы стали активно изучать русский язык.

Однако Первая мировая война помешала установлению дальнейших культурных связей между двумя народами – словенцы и русские оказались по разные стороны линии фронта. Но во время Второй мировой многие местные жители, даже противники коммунизма, видели в СССР своего единственного защитника от немецко-фашистских захватчиков. Словенцы активно участвовали в партизанском движении и до сих пор с теплотой относятся к русским освободителям.

Однако некоторые представители этого народа не разделяют общих симпатий к России. Они считают, что наша страна никогда не видела в них своих братьев. Так, в альманахе «Slovenica I: История и перспективы российско-словенских отношений» опубликована статья Словенцы и русские в XX столетии», автором которой является известный историк словенского происхождения Йоже Пирьевец.

Он написал: «В период своего политического пробуждения, начиная с 1848 г. и далее, словенцы смотрели на могучую Россию как на свою Мекку. Знали они ее очень мало и поэтому с еще большей легкостью воодушевлялись ею. Эта любовь, которая не могла найти отклика у русских хотя бы из-за того, что словенцы были католиками, стала уменьшаться уже во время Первой мировой войны, когда словенцам пришлось осознать, что интересы царской России не совпадают с их собственными...».

А во времена СССР словенцам, не поддерживавшим коммунизм, стало еще труднее любить Россию. Сейчас же они смотрят на «старшего брата» с надеждой выстроить прочное экономическое и культурное сотрудничество.