У представителей многих национальностей в мире существуют сложившиеся веками правила решения конфликтов и представления о правилах поединка. В частности, у многих народов России честной считается только такая драка, в которой противники встречаются один на один.
Эти представления уходят корнями в древний обычай судебного поединка — одновременно и правового, и, в своем роде, религиозного инструмента. Как и в случае проведения так называемых ордалий (испытаний каленым железом или водой), в судебной схватке, согласно древним представлениям, верх одержит тот, на чьей стороне Бог (или боги) и правда. И бой всегда должен был быть равным – не только один на один, но и здоровый против здорового (если один из бойцов был инвалидом, за него «в поле» мог выйти наемник). Биться на поединке могли даже женщины.
И хотя под давлением церкви судебные поединки в России были отменены в 1556 г., представления о правилах честной драки сохранились у русских до сих пор. Традиционные кулачные бои один на один тоже не давали их забыть (кстати, отсюда идут и другие дожившие до сего дня этические нормы драки – лежачего не бьют, не бить со спины, в пах, договариваться о неиспользовании оружия). Позже русские дворяне легко восприняли правила честной дуэли у европейцев, тоже происходившей исключительно один на один.
Правила боя один на один существуют у многих народов России. В такую же глубокую древность уходят они у касогов (адыгов). В 1022 г. адыгский князь Редедя дрался так с черниговским князем Мстиславом Храбрым. Это было обычным делом – князья дрались перед битвой, а результат должен был показать, на чей стороне Бог и кто выйдет победителем. Так как Мстислав Редедю убил, войско его не стало драться с черниговцами. Помимо адыгов, только один на один считается правильным драться и у других южан, в том числе, конечно, у чеченцев. Чеченская дуэль издавна проводится по многим правилам: обязательно дерутся равные друг другу, в присутствии свидетелей и заранее договорившись о том, что кровной мести в случае гибели одного из бойцов не последует. Кроме того, оружие воинов (обычно у чеченцев использовался кинжал) должно быть в чистоте, чтобы мелкие порезы не заразили и не убили потом раненого инфекцией. После честного боя, показывающего смелость и убежденность в своей правоте каждого участника, считалось правильным, чтобы враги приняли его результат и помирились. Конечно же, вступление в бой еще одного человека на стороне какого-либо бойца считалось жутким бесчестьем.
Поединки один на один проводили и ингуши: дрались, используя приемы национального боевого искусства «шод сан лат» (что значит «как бьющий хлыст»). Так же дрались татары, башкиры и чуваши (их боевое искусство «куреш» особое: противники борются на поясах), дагестанцы и якуты (якутская борьба называется «хапсагай», то есть «ловкий»). Причем у якутов окруженные зрителями враги дрались иногда по несколько часов или даже весь день, если спор был для них особенно важен. И никто не имел права вмешаться в эту схватку.
Российская империя и СССР боролись с традициями поединков, принуждая решать все конфликты с помощью писаного права и государственных институтов, однако народная память прекрасно хранит все их правила. А в последние два-три десятилетия национальные боевые искусства и традиции (тот же русский кулачный бой, запрещенный еще императором Николаем I) постепенно возрождаются и набирают популярность.