Иностранцы уверены, что лень – это неотъемлемая черта русского характера. А этнографы утверждают, что данный стереотип сложился достаточно давно. Но почему же он оказался таким живучим?
Взгляд из Европы
Американцы, европейцы, а также азиаты считают русских склонных к безделью и лени. Не исключено, что данное предположение основывается на национальном фольклоре. И действительно, главные герои сказок «По-щучьему велению», «Курочка Ряба», «Царевна-лягушка», «Сказке о рыбаке и золотой рыбке» стремятся к тому, чтобы разбогатеть, но при этом про честный труд вспоминают в последнюю очередь.
А так описывал наших предков англичанин Джилс Флетчер в своей книге «О Государстве Русском», изданной ещё в 1591 году: «Народ, хотя вообще способный переносить всякие труды, предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного пропитания». Естественно, соотечественники автора были склонные ему верить.
Немцы, которым Екатерина II дала «зелёный свет» для освоения поволжских земель, лично убедились в том, что русские обожают перекладывать решение многих проблем на «авось». Французы же в XVII веке указывали на то, что русский народ настолько ленив, что привык довольствоваться малым. И это при условии, что в России есть все условия для того, чтобы жить значительно лучше!
Виновато православие?
Рациональное объяснение такому отношению попытался дать немецкий социолог XX века, философ, историк и политический экономист, профессор Эмиль Максимилиан Вебер. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он обратил внимание на то, что православие, распространённое в России, пропагандирует тезис «главное – страдание». Любой труд понимается как занятие бесперспективное, так как настоящее вознаграждение человека ждёт уже после смерти. Такие православные догмы явно к труду не мотивируют.
Однако, теория Вебера – это лишь версия, а не истина в последней инстанции. С древних времён в православии подчёркивается, что труд всегда награждается милостью Божьей.
И ещё одно противоречие. «Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы, а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?», – делился своими наблюдениями за русскими хорватский просветитель Юрий Крижанич в XVII веке. Откуда, спрашивается, на Руси, где все кругом тунеядцы, такие богатства?
Те, кто верит в то, что русские ленивы, просто мало знакомы с условиями жизни в России. В нашей стране с учётом климатических условий всегда присутствовала «стихийность». «Горячая пора» – уборка урожая, сенокос, посев озимых до первых морозов – сменялась периодом довольно длительного отдыха. Так было на протяжении многих веков, что всё же не мешало делать открытия, создавать культурные ценности и производить что-то новое.

