В архивах и в мемуарах сохранилось немало воспоминаний солдат и офицеров вермахта о том, как они воевали с СССР. Письма простых солдат, воспоминания генералов, пестрят фразами такого рода: «Русские не похожи на людей, они сделаны из железа», «Физически и духовно один русский солдат сильнее нашей роты», «Во Франции или в Польше они бы уже давно сдались, но здесь продолжают фанатически бороться», «Русских победить невозможно», «Я думаю, что в отношении русских мы просчитались».
Русские, советские солдаты поражали немцев своим упорством, мужеством и готовностью к самопожертвованию. А еще – способностью идти в бой, на верную смерть с песней.
Воспоминания танкового генерала
Курт Майер штурмбаннфюрер СС, воевал на Украине, в Крыму, на Кавказе в составе группы армий «Юг», командовал танковым разведывательным батальоном дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Показал себя не только отличным военачальником, но и автором очень интересных мемуаров «Немецкие гренадеры. Воспоминания генерала СС», в которых подробно, откровенно, хоть и не без пафоса самолюбования, описывает свой боевой путь по степям южной России. Он отдает должное стойкости советских солдат, называя, впрочем, эту стойкость фанатизмом. По-настоящему храбры лишь немецкие солдаты, «мои парни», как называет их Курт Майер.
Осенью 1941 года шли тяжелые бои за Ростов-на-Дону. Вот как описывает бравый эсэсовский офицер один из эпизодов этих сражений: «Позиция 1-го разведывательного батальона, слабо удерживаемая, но обороняемая закаленными в боях солдатами, 25 ноября в 5.20 была подвергнута обстрелу русской артиллерии всех калибров, а затем атакована. Потери от этого огненного вала были почти нулевыми: где ничего не стоит, ничего и не может быть уничтожено. Но потом у моих солдат чуть кровь не застыла в жилах! В сумраке утренней зари появились большие массы русской пехоты, которые с песнями и криками бросились в наступление на наши позиции. Передние ряды сомкнули руки, образуя таким образом непрерывную цепь, которая ступала по льду в такт дикому пению. Мины наших минометов проделывали большие пробоины во льду, вынуждая советские войска разорвать свою цепь. Но мины не могли остановить пришедшую в движение массу, наступавшую на моих товарищей как отлаженный механизм. На середине реки советские солдаты попали под наш обстрел и валились на лед, как спелая пшеница под косой. Мои солдаты потеряли веру в Бога и человечество, когда продвигавшиеся вперед русские солдаты наступали, перебираясь через упавших и продолжая штурм».
Из воспоминаний рядовых
Рядовые солдаты и унтер-офицеры тоже оставили немало воспоминаний о том, как они воевали на восточном фронте. В этих воспоминаниях не встретишь описаний гениальных стратегических решений немецкого командования, речь, в основном, о том, как паршиво приходится солдату, когда холодно, мало еды, нет возможности нормально помыться, а вокруг эти ужасные русские, которые готовы погибать за каждый метр земли и за каждый дом.
Один из немецких солдат рассказывал, как весной 1942 года в Севастополе он участвовал в штурме пещеры, которую солдаты Красной армии превратили в настоящую естественную крепость. Сражение было ожесточенным, «Иваны» яростно защищались, несмотря на то, что положение их было безнадежным. Рано или поздно им пришлось бы сдаться. И тут из-под скалистых сводов раздалась песня. Красноармейцы пели хором, а затем раздался взрыв и каменные глыбы погребли под собой защитников крепости.
Штабс-ефрейтор Мартин Заухель, взятый в плен в Сталинграде, тоже оставил красноречивые воспоминания. Там есть и такой эпизод: «... ночью русские пели песню, от которой стыла в жилах кровь, а потом пошли в атаку».
Что это были за песни?
Что именно пели русские солдаты, идя в бой, немцы, разумеется, не уточняли. Даже если бы они понимали слова, вряд ли в хаосе сражения у них была возможность вслушиваться в текст. Эти воспоминания сохраняют для нас главное: впечатление, производимое песней на немцев. «У моих солдат кровь чуть не застыла в жилах» — пишет генерал, «песня, от которой стыла в жилах кровь» — вторит ему ефрейтор.
Однако, можно все-таки попытаться предположить, какие именно песни так действовали на немцев. Вероятнее всего, одной из них была «Вставай, страна огромная». Сержант войск ПВО Аграфена Горяйнова вспоминала после войны, что сама слышала, как на Украине наши бойцы шли в атаку именно с этой песней. Любили наши солдаты и «Синий платочек». Зачастую, когда нужно было идти на врага в полный рост, бойцы вставали из окопов именно с возгласом «За синий платочек!».