Столкнувшись в начале войны с Т-34/76, немцы поняли, что противник обладает танком, который по всем параметрам превосходит их бронетехнику. Естественным желанием стало заполучить подобную машину и изучить, а еще лучше — использовать на своей стороне. Благо, не имевшие боевого опыта советские танкисты довольно часто бросали технику на поле боя обездвиженной — из-за отсутствия топлива или запчастей, а то и по причине кончившегося боезапаса.
Тридцатьчетверка со свастикой
Всего известно о более чем 300 танках Т-34/76, которые использовались в боевых и оккупационных подразделениях вермахта и элитных частях СС. В официальных германских документах они именовались Pz.Kpfw.747. Перед отправкой на фронт машины доставлялись в Ригу, где проходили ремонт и модернизацию. Немецким танкистам, привыкшим к более комфортным условиям, тридцатьчетверки показались слишком простыми.
В заводских условиях на башню и корпус трофейных танков наносили свастику, номер и при необходимости другие отличительные знаки. Ведь в первые дни войны много трофеев было потеряно из-за дружественного огня — слишком узнаваемым и непохожим на немецкую технику был силуэт Т-34.
Начиная с 1943 года, трофейные танки все чаще доставались оккупационным войскам. В боевых частях вермахта появились новые машины — «Тигры», «Пантеры», «Фердинанды», которые по своим характеристикам превосходили Т-34/76. Часть захваченных танков модернизировали, устанавливая на них зенитные орудия или тяжелые противотанковые пушки.
Известно и о захваченных немцами нескольких десятках обновленных Т-34/85. Но победы вермахта в 1944 году стали редкими и локальными. Поэтому массовой эта трофейная техника уже не стала.
Сложности эксплуатации
Конечно, использование советских танков, оказывавшихся в руках немцев было ограниченным. Несмотря на простоту конструкции и хорошую ремонтопригодность, советские танки все же нуждались в обслуживании. А отремонтировать вышедшую из строя машину немцы могли, лишь сняв запчасти с другой.
Если французские, чешские или польские танки достались Германии вместе с заводами на оккупированных территориях, то в СССР все было иначе. Советское производство было своевременно эвакуировано на Урал и в Сибирь. А осваивать выпуск запчастей и снарядов к трофейной технике было бы слишком затратно.