Советские женщины эпохи застоя воротили нос от «приевшихся» духов «Красная Москва» и мечтали получить в подарок «фирменный» флакончик Chanel №5. Однако мало кто знал в то время, что безупречное качество знаменитого французского аромата – заслуга нашего соотечественника, русского эмигранта Константина Веригина.
Белогвардеец из Ялты
Константин Михайлович Веригин родился в 1898 году году в Санкт-Петербурге. Его отец был помещиком, в прошлом служил гусаром. Лето семья часто проводила в Ялте, там же Константин поступил в Александровскую гимназию. Из-за революционных событий юноше не удалось получить в России высшее образование. В 1919-1920 годах Константин Веригин служил в лейб-гвардии конно-гренадерского полка, сначала в составе Добровольческой армии Деникина, затем в Русской армии Врангеля. Стоит отметить, что «ужасы» Гражданской войны корнет Веригин в своих мемуарах практически обошёл стороной – вспоминать об этих событиях ему было неприятно.
В октябре 1920 года Веригин вместе с остатками кавалерийского корпуса генерала Ивана Барбовича эвакуировался в Константинополь, а затем уехал в югославский городок Панчев. Там он провёл девять месяцев, ожидая визы во Францию. В конце 1921 года молодой белогвардеец поступил на химический факультет Католического университета в Лилле. Учёбу группы русских студентов оплачивал американский меценат Томас Уиттимор (Вайтмор). В июле 1924 года, получив диплом химика, Веригин перебрался в Париж, рассчитывая стать парфюмером. Природная склонность к работе с запахами была в нём заложена изначально.
«Я лично с самого детства ощущал жизнь, все проявления её в ароматах и умел их заметить, оценить и запомнить», – писал Веригин.
Но парфюмерные дома не спешили брать в штат людей «с улицы». Устроиться на работу Веригину помогла лишь протекция родственника – барона Фитегоф-Шеля. Бывший кавалерист начал карьеру в компании по производству эссенции Hugues Aine-Charabot. А в 1926 году русского парфюмера взяли на фабрику дома Chanel.
Стоит отметить, что основательница компании Габриэль «Коко» Шанель с симпатией относилась к выходцам из России. Её подругой и помощницей была уроженка Царского Села Мария Годебская, больше известная как Мися Серт. Именно она способствовала знакомству Шанель с эмигрантами, наводнившими Париж в начале 1920-х годов. В качестве манекенщиц и фотомоделей у Шанель работали многие русские аристократки, нуждавшиеся в заработке.
Сотрудничество с Шанель
Вклад Константина Веригина в создание духов Chanel №5 не столь известен, как вклад его учителя и друга – «величайшего парфюмера Франции» Эрнеста Бо. Однако последний, несмотря на французское происхождение, фактически тоже был русским эмигрантом. До 38 лет он жил и работал в России. Придуманные Эрнестом Бо в 1920 году духи Веригин называл «безупречными».
«...Непревзойдённые «Шанель №5» могуче преисполнены духом весенним, мускусным, черноземным, как бы после таяния снегов, которым дышишь и не можешь надышаться. В нем и сила, и крепость, и яркость, и звонкость, и легкий хмель молодости», – описывал Веригин запах самых известных духов XX века.
Во время Гражданской войны Эрнест Бо воевал за белых на Северном фронте. Он рассказывал, что аромат, названный впоследствии Chanel №5, был навеян запахом рек и озёр за Полярным кругом во время полуночного солнцестояния. Примечательно, что духи разливали во флаконы, внешне похожие на штоф русской водки.
Роль самого Веригина заключалась в постоянном контроле за качеством продукции. Благодаря его работе всегда можно было отличить оригинальные Chanel №5 от подделок, которые в ту пору наполняли рынок. Для производства духов важно было не просто рассчитать долю компонентов и взвесить их, но и проконтролировать их соответствие по запаху на каждом этапе. Веригин, например, описывает случай, когда вместо одного аромата в бутыли вдруг оказался совершенно иной. Если бы он допустил ошибку, то 400 литров духов были бы испорчены.
Физико-химический анализ по эффективности уступает памяти парфюмера. Именно Веригин проверял все душистости при их поступлении на фабрику Шанель. Кроме того, он сам был автором новых композиций, помогая Эрнесту Бо при разработке двадцати видов духов в компаниях Chanel и Bourjois.
Под конец жизни Константин Веригин был избран вице-президентом Ассоциации французских парфюмеров. Скончался эмигрант в Париже в 1982 году, похоронен он на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.