Уральское детство и бегство от революции
Морис Тийе, появившийся на свет в 1903 году, был русским французом. Хотя в документах значился Санкт-Петербург, многие исследователи считают, что он родился под Челябинском, где его отец, инженер, участвовал в грандиозном проекте — строительстве Транссибирской магистрали.
Отец умер, когда Морису было восемь. Овдовевшая мать, Луиза-Марго, перевезла сына в Москву, где преподавала в католической школе при храме Святого Людовика. На старых фото Морис — миловидный подросток в матроске, ничем не отличающийся от сверстников.
Всё изменила революция 1917 года. Напуганная хаосом, 37-летняя Луиза-Марго с 14-летним сыном в спешке покинули Россию, навсегда вернувшись на историческую родину, во Францию. Морис, унаследовавший от матери лингвистический талант, в совершенстве овладел несколькими языками и поступил на юрфак в Тулузу, готовясь к респектабельной карьере.
Удар судьбы: как юноша превратился в «чудовище»
Планам не суждено было сбыться. В 16 лет Морис получил удар копытом мула по голове, а вскоре у него стали проявляться симптомы редкого заболевания — акромегалии. Болезнь, вызванная нарушением работы гипофиза, начала необратимо менять его облик: черты лица стали грубыми, кости утолщались. К двадцати годам изящный юноша напоминал древнего исполина. Болезнь затронула и голос, поставив крест на адвокатской карьере.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
Пытаясь найти своё место, Тийе пять лет прослужил во флоте, где и открыл в себе страсть к борьбе. После увольнения он перепробовал множество профессий и даже снялся в эпизоде фильма «Бурлаки на Волге». Но подлинное призвание ждало его впереди.
Встреча с промоутером и путь к славе
В 1937 году судьба свела его с Карлом Поджелло, литовским промоутером, искавшим новых звёзд. Внешность Тийе потрясла Поджелло. Знакомство, начавшееся на русском языке (оба когда-то жили в России), переросло в крепкий союз. Ирония судьбы: мать Мориса когда-то покупала лекарства в аптеке, где работал Поджелло.
Под мудрым руководством менеджера Морис Тийе стал «самым уродливым мужчиной в мире» — грозным «Французским ангелом», который покорил арены Европы и Америки. Его «русское» происхождение стало частью шоу: его представляли как «дрессировщика медведей с Урала», а противниками часто становились такие же «русские» персонажи вроде Ивана «Грозного» Распутина.
Патриот и благотворитель
Когда нацисты оккупировали Францию, Тийе был на гастролях в США. Его мать и всё состояние остались в Реймсе. В ярости борец заявил в прессе, что готов «задушить Гитлера в медвежьих объятьях». Он остался в Америке, принял её гражданство и стал одним из самых высокооплачиваемых атлетов, пользуясь искренней любовью публики.
Несмотря на устрашающий образ, Морис был человеком большого сердца. Известен случай, когда после боя с «Распутиным» он передал весь свой гонорар Французскому Красному Кресту. Пресса тогда писала о нём как о настоящем «докторе Джекиле и мистере Хайде».
Его жизнь оборвалась так же драматично, как и складывалась. Морис Тийе скончался от сердечного приступа в 1954 году в Чикаго, не сумев пережить известие о смерти своего ближайшего друга и наставника Карла Поджелло. К тому моменту нелепые газетные «утки» о его прошлом остались в прошлом — публика научилась уважать не сценическую маску, а удивительную и стойкую личность, стоявшую за ней.

