С появлением в русской армии огнестрельного оружия и дальнейшим его закреплением, начиная с эпохи Петра I, штыки постепенно стали основным холодным оружием, хорошо сочетающимся с огнестрелом. Если в бою на дальних подступах винтовки делали свое дело, то на близком расстоянии в ход шли штыки, и здесь немаловажным для солдат было умение сражаться при помощи холодного оружия. Как в Российской империи, так и в Советском Союзе были разработаны собственные рекомендации ведения штыкового боя.
В царское время положения о ведении штыкового боя были сформированы еще во время Екатерины II, но наиболее полное пособие было написано в 1837 году капитаном русской императорской армии Ренгау. Именно оно применялось на практике вплоть до начала XX века. В советские годы перед руководством Красной Армии встала необходимость в разработке нового пособия о ведении штыкового боя с учетом существовавших тогда реалий. В 1940 году К.Т. Булочко и В.К. Добровольским было разработано специальное наставление по ведению штыкового боя для РККА.
Классический укол штыком
В царские годы российские солдаты наносили удары одной рукой. В пособии Ренгау об этом говорится: «делать одною рукой колот штыком как сильнейшее бросание, который достает на один аршин с четвертью». Капитан был уверен, что при умелом применении этого приема в ближнем бою можно «от 11 до 14 необученных солдат ранить или заколоть». В советские годы бойцов РККА учили колоть двумя руками с более глубоким выпадом ног. «По команде «коли» винтовка посылается обеими руками вперед, острием штыка в цель... Левая рука направляет штык в цель, а правая с силой посылает винтовку вперед. Выпад может производиться с правой или левой ноги», — сказано в наставлении РККА. Кроме того, красноармейцев обучали в момент нанесения удара наклонять корпус вперед, при том, что в царские годы пехотинцы кололи без наклона туловища.
Короткий укол
Короткий укол мог использоваться во время боя на очень близком расстоянии, а также во время битвы с несколькими противниками. В императорской армии короткие уколы наносились также одной правой рукой по прямой траектории, «употребляя твердую стойку, сопряженную со скоками назад и в бок». Ренгау писал, что при помощи данного приема солдат сможет противостоять нескольким пехотинцам и даже кавалеристам, атакующим с разных сторон. Бойцы Красной Армии наносили короткие уколы, слегка наклоняя корпус вперед и направляя штык снизу (из положения «к бою») в цель. После штык должен быть вынут из цели и вновь принята стойка «к бою» с дальнейшим движением вперед.
Длинный укол
В царские времена длинный укол, как правило, использовался для атаки кавалерии, которую трудно было нейтрализовать при помощи классического укола. При встрече с противником на коне русским пехотинцам предписывалось «правой рукою сильно бросить оное во всю длину сей руки вперед немного вверх и в тоже мгновение принести обратно в прежнее положение». При этом оружие должно двигаться по одной линии. Также особое внимание в русской императорской армии уделялось скорости нанесения удара. Поскольку кавалерист имел явное преимущество перед пехотинцем, пеший солдат должен был опередить своего противника. Поэтому капитан Ренгау предписывал наносить длинный укол с максимально возможной скоростью, «подобной полету пули или сверканию молнии». Он считал, что кавалерист при нанесении ему такого удара не успеет отразить атаку и, если не будет убит, то, как минимум, получит ранение и упадет с лошади, после чего пешему солдату останется его добить.
В Красной Армии существовали две техники нанесения длинного укола: с выпадом и без него. В остальном они были схожи. Красноармеец двумя руками выносил оружие со штыком таким образом, чтобы в момент нанесения удара руки солдата находились на уровне его подбородка. При необходимости боец совершает выпад, «благодаря чему тяжесть тела переходит больше на стоящую впереди ногу».
Также в советские годы техника штыкового боя была дополнена положениями об отражении холодного оружия противника, ударами прикладом винтовки и иными новшествами, которые стали наиболее актуальны в середине XX столетия.