История туалетного этикета — это не просто забавные факты, а настоящее отражение менталитета, верований и быта наших предков. От языческих обычаев до европейских новшеств Петра I — путь к цивилизованному комфорту был долгим и полным неожиданных поворотов.
На Руси с древних времен телесная чистота была неразрывно связана с духовной. Считалось, что осквернение тела оскверняет и душу. Поэтому в памятниках литературы, таких как «Домострой» (XVI век) или «Вопрошание Кириково» (XII век), содержались строгие гигиенические предписания.Туалет, как и баня, считался местом «скверны». После его посещения обязательно нужно было умыться или даже облиться ключевой водой для очищения.
На ритуалы повлияли и ветхозаветные традиции: перед входом в уборную мысленно просили ангела-хранителя подождать снаружи, а после — читали специальную молитву. Размышлять о высоком в процессе строго запрещалось!
Даже в уединении человек не должен был оголять большую часть тела, чем это необходимо. Размышлять о высоких материях во время процесса строго запрещалось, но не возбранялось думать о мирских заботах. Мочиться и испражняться полагалось аккуратно, чтобы не забрызгать одежду, а затем обязательно следовало помыть руки.
.
Стремление государя-императора Петра I приблизить жизнь россиян к западным образцам повлияло и на туалетный этикет. Молодого реформатора всерьез беспокоила антисанитария. Во дворах густонаселенной столицы строились обычные деревянные сортиры, как и в деревнях. Их выгребные ямы быстро заполнялись. Во время половодья или сильных дождей нечистоты вымывались, текли прямо по улицам вместе с другими бытовыми отходами и оказывались в водах реки Неглинной. Кроме того, в сточные канавы, предназначенные для отвода дождевой воды, многие жители Москвы справляли нужду или сбрасывали конский навоз. 9 апреля 1699 года молодой царь-реформатор издал указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки».
"Ева согрешила раньше, чем Адам": кто на самом деле был его отцом Каина
Но на людей мало подействовали увещевания властей или угрозы. В журнале Оружейной палаты Московского Кремля 25 октября 1727 года была сделана запись: «От старого и доимочного приказов всякой пометной и непотребный сор от нужников и от постою лошадей, подвергает царскую казну немалой опасности, ибо от тоего является смрадный дух, а от тоего духа Его Императорского Величества золотой и серебряной посуде и иной казне ожидать опасной вреды, отчего б не почернела».
Как известно, Петр I решил возвести с нуля новую столицу, что отвлекло его от борьбы за санитарное состояние Москвы. Отхожие места Петербурга были обустроены в соответствии с передовыми европейскими образцами. Например, в 1710 году по указанию государя-императора первый в истории России ватерклозет (туалет с проточно-промывочной канализацией) появился в Летнем дворце Петербурга, а второй – в петергофском Монплезире.
Если говорить о частных домовладениях, а не о резиденциях правителей, то первым россиянином, который обзавелся собственным ватерклозетом, был ближайший друг и соратник императора – князь Александр Данилович Меншиков (1673—1729 гг.).
Петербургские дворянки XVIII века во всем стремились подражать западным образцам, в том числе, и в соблюдении туалетного этикета. И если дома благородные дамы использовали фарфоровые или фаянсовые «ночные вазы», то во время длительных поездок и светских приемов для этих целей служили бурдалю (бурдалу).
За красивым словом французского происхождения скрывается небольшое женское судно для мочеиспускания (утка) продолговатой формы с одной ручкой. Внешне бурдалю похоже на современный соусник. С его помощью аристократки, не носившие панталон, могли справить нужду, стоя прямо в людном месте, а благодаря длинным пышным юбкам с кринолинами мочеиспускание оставалось незаметным для посторонних глаз. Разумеется, подавать благородным дамам и выносить такие сосуды должны были служанки.
Считается, что бурдалю придумали парижанки, которым приходилось подолгу стоять в церкви, слушая духовные проповеди представителя ордена иезуитов Луи Бурдалу (1632—1704 гг.). Не имея возможности отлучиться по нужде, аристократки нашли оригинальный способ, как выйти из положения.
.
Изобретательность западных графинь и герцогинь оценили и русские дамы. Правда, ни в церквях, ни во дворцах они не пользовались подобными предметами. А вот в долгую дорогу с собой брали, скромно спрятав бурдалю в муфту. Путешествуя в карете по нашим ухабам, дворянки вынуждены были так поступать. Часто содержимое подобных сосудов просто выливалось по пути из окна кареты. Люди попроще пользовались для этой цели обычными горшками или ведрами.
В середине XIX века хозяев деревянных туалетов, расположенных в московских двориках, решением городской думы обязали пускать в них всех прохожих и проезжих людей любого сословия. Затем в центре города, рядом с вокзалами и рынками стали появляться каменные общественные туалеты, которые назывались «ретирады», что переводится с французского языка как «убежище».
Одной из первых обзавелась публичной ретирадой Смоленская площадь Москвы. Поскольку все новое и непривычное страшит обывателей, еще в 1900 году простолюдины стеснялись заходить в это странное здание. Общественным туалетом чаще пользовались студенты, люди образованные или самоуверенные купцы.
Подробное описание русских туалетных традиций оставил японский предприниматель Дайкокуя Кодаю (1751—1828 гг.), потерпевший кораблекрушение и проживший в России около 10 лет. Вернувшись на родину, он дал письменные показания представителям власти о разных сторонах жизни в нашей стране.
Японец рассказал соотечественникам: «Над полом в нужнике имеется сиденье вроде ящика высотой 1 сяку 4-5 сунов (примерно 45—50 см). В нем вверху прорезано отверстие овальной формы, края которого закругляются и выстругиваются до полной гладкости. При нужде усаживаются поудобнее на это отверстие, так, чтобы в него попадали и заднее, и переднее тайное место, и так отправляют нужду… Для детей устраиваются специальные сиденья пониже».
В домах богатых людей нужники бывают каменные на 4-5 мест с печами, чтобы не мерзнуть зимой. Испражнения попадают в выгребную яму, которую раз в месяц очищают люди низкого происхождения.

