Сравнение двух крупных военных операций Великой Отечественной войны, известных как Сталинградская и Ржевская битвы происходит в постсоветское время нередко. Однако, часто для сравнения выбирают операцию «Марс», путая её с Ржевской битвой, что совсем неправильно.
Ржевская битва
В советской версии истории Великой Отечественной войны Ржевской битвы не существовало вообще. Поскольку полностью скрыть сам факт боевых действий в этом районе невозможно, всё преподносились как несколько отдельных операций, не увязанных в единое целое. Соответственно масштабы, как всей битвы, так и отдельных операций выглядели значительно меньше. И преподносились эти боевые действия как некое «сковывание войск вермахта», «отвлечение сил от других участков фронта» и пр.
Только в постсоветское время стали доступны сначала работы Дэвида Гланца, и в первую очередь «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной Армии в операции «Марс» 1942 г.». Затем появилась книга В. Бешанова «Год 1942 — «учебный» и другие. Наиболее подробно и объективно Ржевская битва целиком описана в работе Светланы Герасимовой «Ржевская бойня».
Сейчас уже, наконец, признано, что Ржевская битва длилась более 15 месяцев и включала несколько этапов. При этом, что очень важно, все историки до сих пор рассматривают битву как отдельные операции, между которыми вроде и не было боевых действий. Тогда как даже беглое изучение таких документов, как журналы боевых действий армий Западного и Калининского фронтов показывают, что даже в перерывах между крупными операциями, бои местного значение не прекращались. Это в полной мере соответствовало общему принципу командования Красной Армии о том, что врагу не надо давать передышки. Поэтому боевые действия на всех участках фронта не прекращались практически никогда. И, возможно, немецким солдатам действительно не удавалось отдохнуть, но при этом не стоит забывать, что за их плохой сон платили человеческим жизнями.
Ржевская битва началась как развитие контрнаступления под Москвой 8-го января 1942 года. Бои за Ржевский выступ продолжались без перерыва весь год и закончились лишь 31-го марта 1943 года, когда немецкое командование решило отвести войска. То есть осуществить план окружения и уничтожения немецких войск на Ржевском выступе Красной Армии так и не удалось за более чем год наступления на этом участке фронта. Несмотря на значительное преимущество в силах и огромные жертвы.
Нефть или Москва?
Если говорить о том, что же для советского руководства было важнее, то надо в первую очередь понять, чем угрожало поражение под Сталинградом и чем был опасен Ржевский выступ.
Сталинград, если отбросить все идеологические моменты, которые хоть и имели значение, но ими можно смело пренебречь, был ценен как промышленный и транспортный центр. С момента выхода армии Паулюса к Волге, сталинградские заводы работу прекратили (а это в первую очередь производство тяжелой артиллерии и танков), а движение судов по Волге было нарушено. То есть то, что немцы не взяли сам город полностью уже было не столь важно. Кроме того, советскому командованию было понятно (видимо), что форсировать Волгу и продвигаться дальше в обозримом будущем немецкие войска не смогут, им просто не хватит сил.
Ржевский же выступ советским руководством расценивался как возможный плацдарм для удара на Москву. Немецкие войска стояли ближе, как когда они были на исходных позициях к началу операции «Тайфун». Ржевский и Демянский выступы располагались так, что создавали потенциальную угрозу окружения всего Калининского фронта. Неслучайно, вокруг столицы была сформирована Московская зона обороны, по размерам превышавшая общевойсковую армию. И существовала она до октября 1943 года.
Когда кто-то повторяет старый советский миф о том, что под Ржевом наши войска якобы сковывали какие-то соединения вермахта, стоит сразу вспомнить, какое огромное количество советских войск было сковано немцами вокруг Ржевского выступа. И хотя вроде бы у Ржева было всего два советских фронта, столько же, сколько и у Сталинграда, не следует забывать, что любой из этих фронтов, хоть Калининский, хоть Западный намного превышал силы обоих фронтов сталинградского направления.
«Уран» или «Марс»?
Сталинградская и Ржевская битва очень разные по своему характеру. И по продолжительности, и по значимости. В Сталинградской битве изначально наступал вермахт, а РККА пыталась контрнаступать. Лишь на втором этапе началось общее контрнаступление Красной Армии. Вся Ржевская битва — это наступление РККА и отдельные контрудары вермахта.
А вот если сравнивать операции «Уран» и «Марс», то как раз здесь всё легче, поскольку эти две операции практически близнецы-братья. В обоих случаях стоит цель окружить далеко выдвинутые немецкие войска, на флангах которых нависают наши силы. В обоих случаях задействованы примерно одинаковые ресурсы, хотя в «Марсе» войск и больше, но ненамного.
Идея о том, что наступление подо Ржевом было задумано, чтобы отвлечь немцев от Сталинграда, не выдерживает вообще никакой критики. Вся операция «Марс» была лишь продолжением непрерывного наступления советских войск, длившегося с февраля и никак не была связана со Сталинградской битвой. Тем более, что, хотя «Марс» реально начался позже, но планировалось его начать раньше, чем наступление под Сталинградом.
Вся разница между «Ураном» и «Марсом» заключается в том, что стоявшие на флангах сталинградской группировки румынские войска не выдержали удара РККА, тогда как подо Ржевом в очередной раз Красной Армии не удалось прорвать немецкую оборону.
Цена Ржевской битвы
Потери за весь период Сталинградской битвы составили 1 129 619 человек, из них безвозвратные (убитые и пропавшие без вести) составляют 478 741 человека.
Официальные потери в Ржевской битве составляют 440 469 человека убитыми, попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие же потери, включая санитарные, официально указываются в 1 345 183 человека. Многие историки с этой цифрой не согласны и их доводы вполне обоснованны.
Эти данные указаны в справочнике «Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» под редакцией Г. Ф. Кривошеева лишь для основных операций на Ржевском направлении, а не для всей битвы в целом. Тогда как потери фронтов за весь период выше. Так, общее количество убитых, попавших в плен и пропавших без вести получается 605 984 человек. По общим потерям разные историки дают свои цифры, самая высокая из которых превышает два миллиона человек погибшими, ранеными и пропавшими без вести.
Чтобы оценить эти цифры, надо понимать, что те, кто идет в графе раненые, это не просто бойцы, полежавшие в госпиталях и вернувшиеся на фронт, но и те, кто навсегда остался инвалидом, а то и умер в ближайшие годы. А из тех, кто попал в плен, далеко не всем довелось вернуться домой.