17/10/22

Самая глупая гибель подлодки в истории русского флота: что случилось с субмариной АГ-15

Ирландец Джон Филипп Голланд (1841—1904) эмигрировал в Соединенные Штаты Америки и там занялся проектированием подводных лодок. Подлодки Голланда быстро получили признание, и его бизнес пошел в гору: лодки закупали и строили по лицензии самостоятельно Австро-Венгрия, Великобритания, Голландия, Швеция и Япония. Не упустила своего и Россия. Во время Первой мировой войны Россия, промышленность которой не поспевала за потребностями фронтов и флотов, закупила 11 подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»).

Судьба одной из этих лодок запомнилась историей, ярко демонстрирующей состояние «революционного разгильдяйства», охватившего русскую армию и флот в 1917 году. АГ-15 была спущена на воду осенью 1916-го и находилась в составе Балтийского флота. За несколько месяцев испытаний и службы ее экипаж не успел себя никак проявить. 8 июня 1917 года АГ-15, так и не успевшая нанести какой-либо урон врагу, потерпела катастрофу. Когда лодка вышла в заданный район, лейтенант М. М. Максимович приказал произвести погружение. Но вместо нормального оно получилось очень стремительным. Лодка затонула и опустилась на дно. Быстро поняли, что происходит, и успели выскочить на поверхность воды лишь четверо членов экипажа — командир, рулевой, боцман и штурман, троих из которых подобрал оказавшийся неподалеку русский минный заградитель «Ильмень», а штурман, прапорщик Борис Петерс, утонул, так как не умел плавать. Удивительно, но на флот и тогда, и теперь принимают людей, которые не могут держаться на воде без спасательных средств.

Спустя час к месту аварии доставили водолазов, и они увидели, что лодка лежит на дне на глубине 27 м с открытыми люками. Внутри еще находились живые подводники — они отзывались на стук по корпусу. Но спасти моряков не удалось. Для подъема лодки (а спасти людей можно было только так) нужно было судно «Волхов», которое в момент трагедии стояло в Ревеле и пришло только через день. К тому времени 6 подводников попытались спастись: открыли люки и с воздушным пузырем выбросились на поверхность. Пятеро из них один за другим в капковых бушлатах выскочили наверх и выжили. Тела их были покрыты кровоподтеками от кровотечений в мелких сосудах кожи — результаты быстрого всплытия и компрессии под водой. Остальные утонули. Всего авария унесла жизни 18 моряков.

Как выяснилось, кок Степан Богданов, готовил борщ и котлеты на обед и открыл, не спросив разрешения, кормовой люк, дабы проветрить отсек (жарко же у плиты в июне). А командир, не осмотрев лишний раз судно в поисках незадраенных люков, отдал приказ о погружении. Правда, он и не обязан был, он ведь принял доклад команды о герметичности отсеков и готовности лодки к погружению. Понятно, с каким результатом погрузились — вода просто-напросто затопила и кока, и его котлеты, и половину лодки. Как пишет капитан 1-го ранга, Владимир Шигин, в работе «Забытая трагедия семнадцатого года (АГ-15)», в обстановке преступной революционной халатности 1917 года должна была неминуемо произойти трагедия. Нельзя не согласиться — флот (а тем более подводный) ошибки прощает редко. Можно лишь благодарить судьбу, что жертв не стало больше.

10 июня 1917 года «Волхов» прибыл к месту аварии и через три дня начал подъем затонувшей АГ-15. Из-за проблемного грунта пришлось провозиться с подъемом несколько дней. 16 июня дело было сделано. Из АГ-15 было извлечено 17 трупов погребенных заживо моряков. Четверо из них оказались еще и с огнестрельными ранами головы — эти подводники, решив не дожидаться гибели от удушения, застрелились.

Поднятую лодку доставили в Ревель 22 июня, отремонтировали и снова спустили на воду. Командиром назначили лейтенанта Матевича-Мациевича, выжившего во время трагедии — это он решил всплывать самостоятельно и спас несколько человек. Он прослужил до большевистского переворота. Потом поставили нового командира, лояльного советской власти. Лодка продолжила служить уже в составе Красного Балтийского флота. В начале апреля 1918 года русские, оставляя финские базы, где оказалась замурованной во льдах АГ-15, взорвали лодку, чтобы не досталась немцам. В 1924-м ее подняли финны и порезали на металлолом.

Авария АГ-15 была уже десятой аварией на русских подводных лодках. Советский и российский подводный флот пережил потом еще более 60 катастроф и потерял сотни людей погибшими. Некоторые из них ужасающи, как гибель «Курска» в 2000 году, другие менее серьезны (к примеру, взрыв цистерны долива на лодке К-223 «Подольск» в 2004-м, когда погиб один человек). Катастрофы неизбежны по многим причинам, часто по техническим, независящим от профессионализма моряков, и неожиданным. Не стоит добавлять к этому еще и нарушения дисциплины.