29/03/24

Самая масштабная афера Великой Отечественной: как доброволец 10 лет командовал выдуманной частью

В 1952 году из Могилева в канцелярию Ворошилова поступило письмо с жалобой. Авторы – рабочие военно-строительных работ No5 – обратили внимание на невыплату зарплат и постоянные пересчёты. По их мнению, во всём виноват командир части. После запроса в военную прокуратуру Могилева выяснилось, что УВР №5 не существует. Начались проверки, в результате которых стало понятно – в Советском Союзе под видом обычной стройчасти действуют огромная преступная организация, в которую входят более 300 человек. Главным аферистом оказался бывший военный строитель Николай Павленко. Шаг за шагом следователи распутывали многолетнюю мошенническую схему, масштаб и дерзость которой поражали воображение.

Детские годы

Николай Максимович Павленко появился на свет в 1908 году, в многодетной семье мельника в селе Новые Соколы под Киевом. Отец Николая сумел добиться многого своим трудом. Он построил хутор, две мельницы, начал активно торговать зерном. Но после революции успешный предприниматель превратился в классового врага, у которого новая власть отобрали всё. В период коллективизации он скончался от голода. Николая это событие потрясло и он затаил злость на советскую власть.

По его мнению, в таком государстве нет места честным и трудолюбивым людям, а поэтому Николай с самого начала и не думал добиваться чего-то законным путём. В 1928 году парень, подделав документы, стал студентом Киевского инженерно-строительного института. Но его он так и не окончил, посчитав, что лучше начать зарабатывать деньги. Не прогадал! Через несколько лет Павленко уже возглавлял строительный участок в Минске.

Военное время

После начала войны Николай Максимович отправился на фронт добровольцем. В военные годы особо остро стояла проблема дорог. Для переброски войск требовались пути, мосты и ремонтные бригады. Павленко успел проявить себя как опытный специалист, а поэтому ему предложили возглавить ответственный участок работ, находящийся в ведении отдела аэродромного строительства западного фронта. Правда, до своего нового места службы Николай так и не доехал.

В Твери он встретился со своими друзьями, с которыми и провёл несколько дней. В это же время на Главпочтамте Павленко познакомился с Зинаидой, на которой решил жениться. Ей он рассказывал, что является красным офицером, выполняющим секретное задание ставки Главнокомандующего. Для легализации своего положения Павленко собрал бригаду в 10 человек, с которыми начал заниматься ремонтом дорог, желая таким образом оправдать своё дезертирство.

Вскоре Павленко познакомился с местным Кулибиным – Людвигом Рудниченко, который мог из обычного каблука сделать гербовую печать. Именно это умение и понадобилось Николаю. Так появилась печать «Участка военно-строительных работ», а вместе с этим исчезли все проблемы с документами. Павленко стал командиром несуществующей части, а Рудниченко его первым замом.

Далее Павленко подкупил сотрудников Сбербанка и получил лицевой счёт. У местной швейной фабрики в обмен на продовольственные товары новоиспечённый командир получил обмундирование.

Благодаря этому УВР стала выглядеть как настоящая строительная часть: с личным составом, обмундированием, официальными документами и командиром.

Часть, которой не было

В 1942 году Павленко начал получать первую прибыль. Часть он тратит на продовольствие «рядовых», а оставшиеся деньги делит между «офицерами» части. Кстати, что первые, что вторые в УВР No5 зарабатывали вполне прилично. Так как постоянно ощущался дефицит строительных частей, то Павленко не грозило как разоблачение, так и отсутствие заказов.

Умение Николая Максимовича договариваться и втирается в доверие позволило УВР следовать за линией фронта и получать самые выгодные заказы.

В 1946 году Павленко решил расформировать часть. «Рядовые» за победу и хорошую работу получили премии в размере от 7 до 12 тысяч рублей, «офицеры» – от 15 до 25 тысяч, а командир выписал себе 90 тысяч.

Дважды в одну реку

Спустя два года аферист вновь собрал свою команду и предложил создать новую организацию. Она проработала до 1952 года, но былого единогласия достигнуть уже не удалось. Руководители стали обсчитывать рабочих, не платить им зарплату, что и послужило поводом для жалобы Ворошилову.

В ночь на 14 ноября 1952 года были задержаны 50 офицеров и 300 рядовых, изъяли оружие, боеприпасы, автомобили и строительную технику, конфисковали гербовые печати, штампы, бланки, справки. Павленко же арестовали в главном штабе конторы под Кишинёвом. Афериста обвинили в «подрыве государственной промышленности», «антисоветской агитации», «вредительстве» и «контрреволюционной деятельности». В ходе следствия выяснилось, что Николай присвоил огромную сумму – 36 миллионов рублей! Приговор был соответствующим – расстрел. Привели его в исполнение в 1955 году.

Но Павленко так и не признал своей вины. Он до последнего не понимал, что делал не так, ведь приносил государству исключительно пользу, строя дороги.