Одной из самых уникальных разработок советского ВПК остается противолодочный ракетно-торпедный комплекс «Шквал». Принятый на вооружение в 1977 году, он до сих пор не имеет прямых аналогов в мире. Неудивительно, что это вызывает огромное беспокойство иностранных военных экспертов. Его главная особенность — феноменальная скорость под водой, которая, по мнению аналитиков, оставляет цели минимальные шансы на спасение.
Технологический прорыв
Секрет скорости «Шквала» (до 200 узлов или ~370 км/ч) кроется в революционной технологии — управляемой сверхкавитации. Торпеда движется не в плотной воде, а внутри созданного ею же воздушного «пузыря» (кавитационной полости), что радикально снижает сопротивление. Этот принцип позволил аппарату длиной 8 метров и калибром 533 мм стать самым быстрым подводным боеприпасом в мире. Достигнут такой эффект работой подводного прямоточного гидрореактивного двигателя и специальной конструкции носовой части. Для сравнения: современные западные торпеды (американская Mark 54, французская F21) уступают «Шквалу» в скорости в 4-5 раз.
Тактика применения
Изначально комплекс разрабатывался как ответ на превосходство ВМС НАТО в подводных силах. Атака сверхбыстрого снаряда должна была гарантированно приводить к поражению высокоскоростных подводных лодок противника.
Было создано несколько модификаций комплекса. Универсальный вариант ВВР-2 мог нести как обычную, так и ядерную боевую часть мощностью до 150 килотонн. Дальность его хода достигала 13 км, запуск был возможен с подводных лодок или надводных кораблей с глубины до 30 метров.
Экспортная модификация «Шквал-Э» оснащалась только обычной боеголовкой и предназначалась строго для поражения надводных целей. Также у нее была искусственно ограничена дальность поражения.
Оценка и опасения
Международные эксперты признали уникальность и мощь комплекса. Американское издание We Are The Mighty включило «Шквал» в тройку лучших торпед мира, отметив его «шквальную» силу. Кайл Мизоками, обозреватель The National Interest, назвал комплекс одной из самых инновационных советских разработок.
Однако западные аналитики указывают и на недостатки, к которым привела запредельная скорость. Движение торпеды легко засечь из-за высокого уровня шума. Впрочем, разработчики посчитали это некритичным, так как цель попросту не успеет среагировать за те считанные десятки секунд, которые требуются «Шквалу» на поражение.
Кроме того, сверхвысокая скорость и принцип движения в кавитационной полости накладывают ограничения на дистанцию поражения и усложняют маневрирование. Также существуют предположения ряда экспертов, что в случае преждевременного разворота торпеда теоретически может стать угрозой и для выпустившей ее подлодки.
Но даже несмотря на эти риски, оружие пока остается лучшим в своем классе. А попытки создать аналоги за рубежом, например, немецкий проект «Барракуда», пока не увенчались успехом и были заморожены. Сообщения о наличии похожего оружия у Ирана (торпеда «Hoot») эксперты, как правило, связывают с возможным получением технологий или видоизмененным вариантом советской разработки.

