Среди многочисленных легенд московского метрополитена история нерожденной станции «Советская» занимает особое место. Несмотря на то что ее никогда не существовало в реальности, многое искренне верят в ее существование, популяризируя конспирологические теории о секретных бункерах и подземных тюрьмах.
Как создавалось московское метро
Идеи о строительстве метро в Москве появились еще на рубеже XIX–XX веков. Например, в 1902 году инженер Петр Балинский представил амбициозный проект подземной линии, соединяющей Замоскворечье с Тверской заставой. Однако масштабные работы начались лишь при советской власти. Растущий город остро нуждался в современном транспорте, и в июне 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял историческое постановление: «Немедленно начать подготовку к сооружению в Москве метрополитена».
Торжественное открытие первой очереди метро состоялось 15 мая 1935 года. Линия шла от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». В ходе последующего развития сети некоторые запланированные станции были исключены из проектов. На Замоскворецкой линии в число таких «несостоявшихся» станций вошли «Бега», «Вишняковский переулок» и та самая «Советская».
Что было на месте «Советской»
Станция «Советская» фигурировала в первоначальных планах второй очереди и должна была располагаться под зданием Моссовета (ныне мэрия Москвы на Тверской улице). Однако в 1934 году ее исключили из проекта. По техническим данным, приведенным исследователем Матвеем Гречко, причиной стал неподходящий уклон тоннелей в этом месте.
Тем не менее отсутствие станции породило множество конспирологических теорий. Наиболее мрачная версия гласит, что под видом станции был построен следственный изолятор для политзаключенных. Энтузиасты утверждают, что в стенах перегона между «Тверской» и «Театральной» можно разглядеть окна и силуэты людей. Считается, что именно из-за этого секретного объекта перегон был аномально длинным, пока в 1979 году его не разделила станция «Горьковская» (ныне «Тверская»).
Более прагматичная теория, которую, в частности, приводит автор Ольга Яковлева, связывает объект с системой гражданской обороны. Согласно этой гипотезе, на месте «Советской» по личному распоряжению И.В. Сталина был сооружен защищенный командный пункт для Московского штаба ГО.
Доля правды
Предположение о военном назначении подземных сооружений имеет под собой историческое основание. С первых лет существования метро рассматривалось как мощное бомбоубежище. В апреле 1941 года вышло постановление СНК о приспособлении метрополитена под убежище, а после войны его шахты были оборудованы фильтрами на случай химической атаки.
Кроме того, существование закрытых правительственных линий — не миф, а подтвержденный факт. Известно, что 6 ноября 1941 года И.В. Сталин прибыл на заседание на станцию «Маяковская» по специальному подземному тоннелю, не выходя на поверхность. Этот эпизод подтверждает, что секретная инфраструктура была реальностью, что и питает почву для легенд о «Советской».
Таким образом, хотя эта станция так и осталась на бумаге, ее призрак живет в городском фольклоре, напоминая о двойном назначении московского метро — быть не только транспортной артерией, но и мощным оборонным комплексом.

