Когда заходит речь о древних государствах Востока, вспоминают Египет, Персию, Вавилон, Шумер или Урарту. Чуть более продвинутые - Иудею и Израиль. А вот про Финикию мало, кто может рассказать что-то внятное, хотя её заслуги перед цивилизацией едва ли не больше, чем у всех вышепоименованных.
Торговля – двигатель прогресса
Именно финикийцы первыми придумали алфавит, чем серьёзно облегчили как написание, так и чтение текстов. До них использовали клинопись или иероглифы. Из-за сложности письма таким способом, тексты носили исключительно сакральный, священный характер и были доступны немногим избранным. Уже в XV веке до н. э. у финикийцев существовали алфавит, состоявший из 22 букв. Считается, что буквы изобрели для облегчения записей при торговых операциях.
Современное кораблестроение тоже многим обязано этому древнему этносу. Финикийцы были искусными мореходами и торговцами, освоившими всю тогдашнюю ойкумену. Изначально суда строились для прибрежной рыбной ловли, но со временем стали сооружаться крупные корабли для международной морской торговли. Финикийцы первыми предложили ноу-хау: новый на то время тип корпуса судна – килевой.
Финикийские тридцатиметровые корабли строились в основном из ливанского кедра. На палубах у бортов устанавливались скамьи для гребцов. Корабли финикийских торговцев отличались вместимостью. Самые ценные товары грузились в трюм, остальное могло складироваться на палубе. На торговых судах ходил экипаж до тридцати моряков.
После Х века до н. э. финикийцы начинают изготовлять специализированные военные корабли: более легкие, но длиннее и выше торговых — гребцы сидели в два яруса, что позволяло развивать серьёзную скорость. На корабль помещалось до ста человек — экипаж, гребцы, воины.
Финикийские города-государства располагались на нешироком отрезке побережий Ливана и Сирии, порядка 200 км — почти 4000 лет, с IV тысячелетия до н. э.
Добыча пурпура – основа процветания
Свое название «финикийцы» отнюдь не из-за фиников. Так их назвали греки: это производное от «фойникес» - «кроваво-красный» или «пурпурный». Именно на торговле красителями такого цвета для тканей, которыми пользовались владыки и богатые люди, финикийцы сделали огромные состояния. С лёгкой руки греков древний Ханаан стал Финикией. Впрочем, самоназвание «Ханаан» также означает «страна пурпура».
Из одного моллюска получалась всего капля краски, поэтому и стоила она баснословных денег. За технологию финикийцы благодарили бога Мелькарта, который, якобы и добыл первый пурпур для своей возлюбленной нимфы.
Массовая добыча пурпура - нелёгкая задача. Как описывал в «Естественной истории» Плиний Старший, пригодными были три вида моллюсков, которых вылавливали, используя особые приманки. Пурпурный краситель готовили на протяжении 14 дней, медленно варя полученную из желёз моллюсков жидкость. Готовый краситель был жёлтый, но просушенная на солнце ткань становилась пурпурной. На изготовление 1 фунта красителя требовалось порядка 60 000 моллюсков. Древние отличали различные оттенки пурпура, зависевшие, по их мнению, от места вылова моллюсков. Наиболее ценился пурпур из Тира.
«Тирийский пурпур считается безусловно самым красивым из всех, — писал Страбон. — Ловля раковин багрянки производится поблизости, и все прочее, что необходимо для крашения, легко доступно». Античные писатели были недовольны зловонием от мастерских. «Многочисленные красильные заведения делают город неприятным для жизни в нем», — повествует Страбон. Красильни размещали вдали от жилья, на морском побережье.
Тирийский пурпур неизменно дорожал. В начале нашей эры, но время правления в Риме императора Августа I, килограмм шерсти двойной пурпурной окраски стоил примерно 2 тысячи денариев, самая дешевая ткань - 200 денариев. При Диоклетиане в 301 году нашей эры пурпурная шерсть высшего качества поднялась в цене до 50 тысяч денариев, а цена за фунт пурпурного шелка достигала 150 тысяч денариев. Римский денарий содержал 4,5 грамма серебра.
Размах добычи и торговли пурпуром поражает. В 1864 году нашли гору раковин, оставшихся от добытых моллюсков: 8 метров высотой и длиной 120 метров! В груде было больше 200 тысяч кубометров раковин. Сам Александр Македонский не устоял перед роскошью пурпура. В Сузах, в завоёванном македонскими войсками дворце персидского царя, Македонский реквизировал 10 тонн пурпурных тканей. Они были изготовлены почти за 100 лет до этого, но не выцвели. Стоимость тканей составила 130 талантов (1 талант = 34 кг серебра).
Воевать ханаанеи умели – сколько народов и государств покушались перераспределить богатства Финикии в свою пользу! Самому великому Риму потребовались три войны и почти век (с 264 по 146 гг. до н.э.), чтобы справиться с Карфагеном, населённым этническими финикийцами. Войны те известны как Пунические (пунами карфагенян называли римляне) и велись, в том числе, на территории Италии (вспомним переход армии Ганнибала через Альпы, чему не помешало даже наличие в её рядах слонов). Но из-за внутренних неурядиц, включая бунт наёмников, Карфаген проиграл. Место, где был город, посыпали солью, чтоб и трава не росла. Примерно 50 000 карфагенян продали в рабство, а вот секрета изготовления пурпура римляне так и не узнали. При этом римские сенаторы носили тоги с пурпурной каймой.
Колонии пурпурных улиток были истреблены в ХIV веке. В средние века искусство крашения пурпуром было утрачено.