Психологи уже давно выявили законы, в соответствие с которыми на людей оказывается воздействие помимо их воли. Однако кое-что изменить все-таки можно: достаточно увидеть причинно-следственные связи упомянутых выше обстоятельств.
Теория разбитых окон
Теорию разбитых окон разработали криминологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг. Их работа, которая так и называлась «Разбитые окна», была опубликована в 1982 году в журнале Atlantic Monthly. В частности, Уилсон и Келлинг утверждали, что если в каком-либо здании будет выбита пара оконных стекол, то вскоре та же участь постигнет и все остальные. По словам Майкла Ливайна, автора книги «Разбитые окна, разбитый бизнес. Как мельчайшие детали влияют на большие достижения», поначалу выводы Уилсона и Келлинга, которые сводились к тому, что устранение мелких правонарушений (граффити или карманных краж) может сократить и количество тяжких преступлений (например, убийств), казались абсурдными.
Однако практика показала, что криминологи были правы. Один из первых, кто им поверил, стал мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. Для того чтобы справиться с царившей в городе преступностью, он велел убрать с улиц проституток и уничтожить граффити в метро. Тогда ньюйоркцы посмеялись над Джулиани. Но в течение последующих нескольких лет уровень преступности и в самом деле значительно снизился. Это подтвердил и комиссар полиции Уильям Браттон. Таким образом теория разбитых окон Джеймса Уилсона и Джорджа Келлинга была доказана в реальной жизни. Современные психологи уверены, что окружающая обстановка и незначительные, на первый взгляд, факторы действительно влекут за собой ужасающие последствия.
Теория выученной беспомощности
К не менее неприятным последствиям приводит поведение человека, придерживающегося теории выученной беспомощности. Ее сформулировал американский психолог Мартин Селигман еще в 1974 году. Если верить Ирине Малкиной-Пых, автору книги «Психология поведения жертвы», согласно Селигману, выученная беспомощность – это состояние, при котором человеку кажется, что внешние обстоятельства от него не зависят и что он абсолютно ничего не может сделать для того, чтобы хоть как-то противостоять ситуации. Наглядным примером может служить эксперимент, в ходе которого собак разделили на две группы и стали бить их электрическим током. Причем у животных из одной группы была возможность отключить ток посредством нажатия на педаль, а у собак из другой группы не было - после педалирования для них ничего не менялось. Впоследствии собак объединили: животные из первой группы пытались бороться с током, пользуясь педалями, а животные из второй просто упали на пол и принялись скулить.
Благодаря подобным экспериментам ученые пришли к выводу, что формированию выученной беспомощности способствует негативный опыт неконтролируемых событий. Однако примечательно, что свою беспомощность в одних ситуациях человек с легкостью переносит на другие ситуации, абсолютно не связанные с первыми. Мало того, как писал Селигман, люди могут "научиться" беспомощности, просто наблюдая за беспомощностью окружающих.
Самоисполняющееся пророчество
С теорией выученной беспомощности перекликается и такое психологическое понятие, как самоисполняющееся пророчество. Роберт Чалдини, автор «Социальной психологии: пойми себя, чтобы понять других!», определяет самоисполняющееся пророчество как изначально необоснованное ожидание, приводящее к действиям, в результате которых ожидание подтверждается. Например, если какого-то человека считают черствым и жестоким, то этот самый субъект, не зная истинных причин подобного к нему отношения, будет вести себя именно таким образом, то есть проявлять черствость и жестокость.
Основополагающим фактором здесь становится неведение, в котором пребывает одна из сторон. Виктор Шейнов в своей книге «Управление конфликтами» называет яркой формой самоисполняющегося пророчества эффект «смоляного чучелка», которое фигурировало в произведении Джона Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Как известно, один из героев Харриса, братец Кролик, пытаясь подраться со смоляным чучелом, попросту прилип к нему. Тем не менее специалисты уверены в том, что самоисполняющиеся пророчества не неизбежны. Дело в том что они действенны только тогда, когда ошибочные ожидания имеются у тех, кто контролирует ситуацию, а также у тех, к кому эти ожидания относятся.