Стоп-краны имеются на самолётах гражданской и военной авиации. Обычные пассажиры воспользоваться ими не могут – устройства предназначены исключительно для пилотов. Для чего же в самолёте нужны стоп-краны и как они работают?
Стоп-кран в самолёте
Количество стоп-кранов соответствует числу двигателей. Данная конструкция может иметь разный внешний вид. Она выполняется в виде кнопок, тумблеров, рычагов.
По некоторым слухам, стоп-краны могут быть только голубого цвета. Однако это не так. В реальности тумблеры, отсекающие подачу топлива к силовым установкам, могут быть красного, серого и других цветов.
Стоит отметить, что обычный пассажир не сможет увидеть, а тем более воспользоваться стоп-краном, так как устройство располагается в кабине пилотов. Кроме того, стоп-кран часто закрыт защитным кожухом.
Задачи и функции
Бывший командир воздушного судна Александр Романов во время беседы с журналистами издания «Аргументы и факты» рассказал о функциях стоп-крана и том, как он работает: «Он [стоп-кран] не останавливает самолёт, он останавливает подачу топлива в двигатель. На движение самолёта он не оказывает влияния. Кран включают перед запуском двигателей, чтобы пошла подача топлива, и выключают, когда нужно остановить двигатели».
В самолёте стоп-кран входит в систему управления топливной аппаратурой. Пилот приводит в действие запирающий клапан в случае возникновения нештатной ситуации, связанной с возгоранием, разрушением топливной магистрали. При необходимости подача горючего к одному или нескольким двигателям перекрывается.
При срабатывании системы ничего страшного не происходит. Конструкция самолёта позволяет планировать долгое время, даже если двигатели не работают. Как правило, этого хватает, чтобы долететь до ближайшей посадочной полосы.