Хотя понятие «таран» большинство связывают с авиацией, пришло оно из глубины веков, когда люди летали лишь в мечтах и мифах. Собственно, слово это означало не приём боя, а орудие для пробивания стен или часть корабля. Именно корабли первыми применили таран, причём в Древнем мире это приём боя был основным. На заре авиации этот прием использовался для уничтожения самолета противника, поскольку никакого вооружения для ведения воздушного боя на борту летательных аппаратов тогда еще не было.
Хотя про воздушные тараны слышали многие, с ним связано очень немало ошибочных представлений. Рассмотрим некоторые.
Можно ли выжить при таране?
Во всех армиях использование воздушного тарана всегда оценивалось высокими наградами, многие советские лётчики, использовавшие этот приём, получали звание Героя Советского Союза. В связи с этим у широкой аудитории сложилось мнение, что пилоты, тараня вражеский самолет, шли на верную смерть.
Воздушный таран — это действительно очень рискованный приём боя, но отнюдь не приводящий к обязательной гибели пилотов. Ошибка связана с тем, что путают два приёма воздушного боя: таран и лобовую атаку.
Очень уж чётко разграничить эти два приёма невозможно. Под лобовой атакой, как и следует из названия, подразумевают встречный удар движущихся друг на друга самолётов.
Именно лобовой атакой заканчивается знаменитый роман Джеймса Олриджа «Дело чести», где герой книги, английский лётчик Джон Квейл направляет свой самолёт навстречу немецкому истребителю.
При таком столкновении выжить невозможно даже теоретически, но не следует думать, что лобовая атака — это самоубийство. Лобовая атака — это испытание нервов, и тот, кто идёт на неё рассчитывает, что противник испугается. При этом тот, кто сворачивает, гарантированно проигрывает, так как отвернув вверх подставляет самолёт под огонь пушек и пулемётов противника. Именно такая ситуация описана в книге «Повесть о настоящем человеке». Уходя же от лобового столкновения вниз, самолёт, как правило, теряет управление. Что в какой-то мере показано в фильме «Небесный тихоход». При этом опытные пилоты-истребители, часто идут в лоб не для того, чтобы столкнуться, а, чтобы ударить самолёт противника крылом.
Что касается понятия «таран», то хотя оно и включает всё, что написано про лобовую атаку, но обычно подразумевает заход к самолёту противника сзади. При этом могут использоваться разные приёмы. Первый таран Нестеров совершил, нанеся удар сверху своим шасси по верхнему крылу самолёта противника. Но его самолёт врезался в машину противника, что и привело к гибели пилота. Во втором таране лётчик Александр Казаков использовал тот же приём и сумел потом посадить свой самолёт.
В тот период, когда большинство самолётов были бипланы с неубирающимися шасси и скорости были невелики, такой прием использовался широко и чаще всего не приводил к гибели таранившего.
Другая тактика, широко использовавшаяся уже во Вторую Мировую войну, заключалась в том, чтобы приблизиться к противнику сзади и своим пропеллером отрубить хвостовое оперение. Самолёт противника если и не падал сразу, то шансов сесть у него практически не было. Свой же самолёт в худшем случае терял воздушный винт, но при этом его можно было посадить. В крайнем случае у пилота оставалось время выпрыгнуть с парашютом.
Также иногда наносился удар крылом по самолёту противника.
В любом случае все описанные способы очень опасны, так как малейшая ошибка приводит к столкновению, при котором самолёты разрушаются. При этом, если истребитель таранит бомбардировщик, особенно тяжёлый, у его пилота шансов выжить меньше, чем у экипажа бомбардировщика. Просто из-за разницы в размерах. Но бывали случаи, когда выживали даже при столкновении, как при лобовой атаке, так и при заходе сзади или сбоку.
В большинстве случаев лётчики решались на таран, когда заканчивались боеприпасы, был повреждён самолёт или тяжело ранен пилот. И в этих ситуациях, особенно в последних двух случаях, пилот уже мог не думать о том, как ему выжить.
Только ли наши пилоты шли на таран?
Ещё одно ошибочное мнение, связанное с воздушными таранами, состоит в том, что этот приём использовали только русские и советские лётчики. Объясняется это в первую очередь тем, что во многих советских книгах встречаются фразы вроде: «Никто кроме советских лётчиков на таран не осмеливался» или «Только советские истребители были способны пожертвовать жизнью за Родину и пойти на таран».
Притом, что уж про японских камикадзе едва ли кто не слышал, да и упомянутый выше роман «Дело чести», не единственное описание в литературе.
Надо заметить, что в большинстве армий, особенно европейских, использование воздушного тарана не поощрялось, хотя и оценивалось высокими наградами. Считалось, что пилоты должны использовать штатное оружие для уничтожения самолётов противника, терять же опытного пилота и дорогую технику считалось неоправданным.
Но на таран шли лётчики самых разных армий.
Во Второй Мировой войне даже имело место создание специальных подразделений, которые рассматривали таран, как основной способ ведения воздушного боя.
Это, конечно, всем известные камикадзе, пилоты «Специального ударного корпуса» военно-морского флота Японии. Применялись они, правда, против кораблей, но были и подразделения, которые пытались применять против американских «Летающих крепостей». Впервые камикадзе совершили налёт, причём неудачный, в октябре 1944 года. Не следует думать, что до этого японские летчики не шли на таран. Наоборот, как правило, в случае повреждения своего самолёта, японские летчики всегда старались направить его на вражеский корабль.
Были созданы в 1944 году и «специальные штурмовые части» в Люфтваффе. Они комплектовались штрафниками, и, хотя не обязаны были идти на таран, но брали обязательство сбить не менее одного бомбардировщика за вылет.
В числе летчиков, совершивших воздушный таран во Второй Мировой войне, были также пилоты Великобритании, США, и даже таких стран, как Болгария и Греция. Причём речь идет про тараны подтвержденные.
Ведь с применением таранов есть одна сложность, на которую в своей работе «Воздушные тараны – мифы и реальность» указывает историк авиации Михаил Тимин.
В случае, когда самолёт совершил таран, особенно, если пилот погиб, очень трудно достоверно оценить, был ли это сознательный поступок или стечение обстоятельств. Столкновения самолётов в воздухе, хоть и не часто, но происходили, поэтому многие случаи таранов оспариваются.
Особенно это касается «огненных таранов», когда пилоты направляли подбитый самолёт на наземные цели. После таких таранов обычно никто не выживал, и доказательств того, что поступок был сознательным не существует. Впрочем, есть немало случаев, когда часть экипажа покидала самолёт и оставалась в живых, а таран совершал один пилот.