Картины Сергея Бондарчука: «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину» вошли в золотой фонд отечественного кино. За свою долгую карьеру он пережил многое: был обласкан властью и лично Сталиным, подвергался гонениям и был исключен из Союза кинематографистов. Прошел, что называется, огонь, воду и медные трубы. И, к слову, стал первым официальным миллионером Советского Союза.
Интеллектуальный продукт
Первая режиссерская работа Сергея Федоровича — «Судьба человека» — сразу же стала огромным успехом. Картина, на которую затратили скромную по тем временам сумму — 72 000 рублей — обернулась миллионами долларов прибыли. Причем, советская казна получила эти деньги в долларах — за счет зарубежного кинопроката. Картина с успехом шла в Европе и США.
В отечественной прессе тогда с восторгом писали: «Впервые Советский Союз вместо якутских алмазов и сибирской пушнины поставил на международный рынок интеллектуальный продукт». Копию фильма в личную коллекцию запросила Британская королевская семья, а Черчилль в интервью сказал: «Если вы хотите узнать, почему Гитлер не покорил Россию, посмотрите фильм «Судьба человека».
Десять тысяч «Жигулей»
О высшей степени доверия к таланту Сергея Бондарчука говорит тот факт, что именно ему выпала возможность «освоить» 60 миллионов рублей, выделенных на съемки «Войны и мира». По тем временам это была невероятная сумма. Автомобиль «Жигули» тогда стоил 5 600 рублей. То есть бюджет фильма превышал стоимость 10 000 автомобилей! Конечно, и режиссерское вознаграждение за работу подобного масштаба и успешности было соответствующим.
Говорят, именно «Война и мир» положила начало финансовому благополучию режиссера. К тому времени он имел статус народного артиста СССР, был лауреатом Сталинской и Ленинской премий. А таким людям, по расценкам Минкульта, полагался удвоенный гонорар. Вот и Бондарчук получил за киноэпопею 30 тысяч рублей. Кроме того, были огромные отчисления в валюте — за зарубежный прокат. Ведь только сборы от показа в Японии полностью перекрыли затраты на съемку.
Оскароносный режиссер
Да и за премию «Оскар» Бондарчук получил около 100 000 долларов. После этого его даже вызывали в КГБ, требуя вернуть часть иностранных гонораров в государственную казну — ведь фильм снимался на бюджетные деньги. Но максимум, на что согласился режиссер, — это вернуть свою зарплату за работу над картиной. «Прижать» Бондарчука не получилось — ведь все свои гонорары в валюте он хранил за рубежом.
В дальнейшем по этому вопросу Бондарчука больше не трогали и, например, «Ватерлоо» он уже снимал, имея контракт с итальянским продюсером, и получая гигантские деньги одновременно как сценарист и режиссер.