Высоко в афганских горах, на высоте 3,5 тысяч метров, у выезда из тоннеля Саланг, построенного советскими метростроевцами в 60-х годах прошлого века, стоит небольшой каменный обелиск высотой в человеческий рост. На сером камне выбиты всего несколько слов: "Мальцин Сергей В. 1965-1985 гг."
После вывода ограниченного контингента войск СССР по всей стране моджахеды и их сторонники уничтожали все памятники советским солдатам. Почему же в самом сердце Афганистана до сих пор стоит памятник простому советскому солдату, а местные бережно ухаживают за ним?
Мгновение подвига
Событие, о котором в Афганистане помнят до сих пор, случилось в ноябре 1985 года. С тех пор прошло много лет, но афганцы по сей день чтут память 19-летнего нижегородца Сергея Мальцина. Памятную гранитную мини-стелу на протяжении десятилетий после вывода советских войск из Афганистана оберегают местные жители.
В первой половине нулевых ветеран Афганской войны, а на тот момент заместитель председателя Российского союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз побывал на Саланге, перевале, находящемся на высоте 3,5 тысячи метров над уровнем моря.
Как рассказывал Вощевоз, в тот ноябрьский день 1985 года КамАЗ под управлением 19-летнего Сергея Мальцина ехал по туннелю. Саланг на проблемных участках узок и опасен – если машины движутся на скорости, счет идет на секунды, и там не развернешься.
На выезде из туннеля солдат увидел, что навстречу ему несется груженый афганский автобус, наверху которого сидят человек двадцать афганских крестьян с детьми. Между машинами были считанные метры и затормозить не было никакой возможности. Мальцин успел заметить пассажиров и за несколько мгновений принял решение. Резко вывернув руль, чтобы разминуться с автобусом, он направил свой грузовик прямо в скалы, прекрасно понимая, что шансов выжить у него практически нет. В противном случае КамАЗ смел бы с узкой горной дороги встречную машину вместе с сидящими на ней афганцами в пропасть.
Память о Человеке
Во время визита в Афганистан в 2015 году Вощевоз вместе со своим коллегой Андреем Анохиным пообщались с охранником стратегического участка перевала Саланг, где установлен гранитный обелиск, Гулабом Буддином. Памятник Мальцину более 30 лет назад поставили сослуживцы. Тем не менее Буддин хорошо знал, что за памятник советскому воину установлен на перевале Саланг, и подтвердил: это место почитают афганцы, за ним ухаживают.
В обязанности Гулаба Буддина входил контроль за безопасностью рабочих, ремонтировавших участок высокогорного тоннеля, дороги, которая является единственной магистралью республики, связывающей север и юг. Буддин спокойно рассказывал Вощевозу и Анохину, как они, моджахеды, в 80-х сначала расстреливали на Саланге советские колонны, а потом раненые «духи» спешили лечить полученные в таких боях раны к советским докторам.
Вблизи участка тоннеля, где произошла трагедия бил родник, и к гранитному постаменту, установленному в память о подвиге нижегородского парня, подвели трубу, устроили рукотворный фонтанчик – в теплое время года здесь можно пить воду. Для путников это – своего рода оазис, место отдыха. Ни разу не было случая, чтобы памятник кто-то попытался осквернить, сломать или повредить.
... Сергей Мальцин был единственным сыном у своих родителей. Хоронили его на родине, в нижегородском городе Бор, как и всех погибших «афганцев», в закрытом цинковом гробу. Отец Сергея гибель сына пережить не смог и вскоре умер.