24/05/24

«Самый глухой день в СССР»: что произошло 10 сентября 1982 года

Где власть, там интриги, перевороты и прочие «дворцовые тайны». СССР не был исключением. За 70 с лишним лет Советской власти чего только не повидали кабинеты высших партийных аппаратчиков! Одна из самых загадочных и будоражащих конспирологов историй случилась на излете периода «застоя», в 1982 году. Утверждают, что именно 10 сентября того года произошло событие, определившее путь развития страны на десятилетия вперед.
А народ, как обычно, почти ничего и не заметил.

Расстановка сил

1982 год. Генеральный секретарь Л. И. Брежнев, начавший стремительно дряхлеть еще с середины 70-х, доживал последние месяцы. В коридорах власти шла ожесточенная схватка за влияние на маразматичного руководителя, а, стало быть, и за то, кто же именно сменит Брежнева на посту генсека.
Сам Брежнев, об этом сохранились воспоминания, видел своим преемником В.В. Щербицкого – первого секретаря ЦК партии Украины. Однако, мнение генсека к этому моменту уже не очень волновало людей из его ближайшего окружения.
Особенно жестко схлестнулись между собой в этот период руководители двух силовых структур – министр внутренних дел Н.А. Щелоков и председатель Комитета госбезопасности Ю.В. Андропов.
Война между руководителями МВД и КГБ длилась с середины 70-х. Андропов стремился расчистить себе путь к креслу руководителя страны, устранив при этом Щелокова, который был добрым приятелем Леонида Ильича. Щелоков, при котором в МВД развелось невиданное количество «оборотней в погонах», давал множество поводов для самых суровых оргвыводов, но близость к Брежневу до поры до времени его прикрывала.

Фабула события

10 сентября 1982 года Щелоков, понимая, что опасность в лице Андропова надо устранить пока Леонид Ильич еще что-то решает, явился на прием к генеральному секретарю и уговорил его дать согласие на задержание и арест Андропова. Якобы, всесильный глава КГБ готовит госпереворот и антипартийный заговор.
Брежнев дал добро, и три отряда спецназначения МВД тут же выехали к дому, где жил Андропов и к известному всем зданию на Лубянке. Операция проходила в строжайшей тайне, однако, Щелоков не учел того, что у КГБ были свои люди даже в рядах милицейского спецназа. Комитет госбезопасности был вовремя информирован о происходящем, и Андропов успел принять соответствующие меры.
У дома Андропова на Кутузовском проспекте спецназовцев встретили кагэбэшники и очень быстро развернули ситуацию в свою пользу. Как говорят, имела место даже небольшая перестрелка, в ходе которой погиб один из офицеров милиции. После этого Андропов очень быстро блокировал другие отряды спецназа, распорядился перекрыть международный аэропорт Шереметьево и на несколько часов, для обеспечения полной секретности, вырубить всю телефонную связь в стране.
Впрочем, согласно еще одному варианту этой истории, речь шла не обо всех телефонах, а только о тех, которые имели выход на зарубежье. Официальное объяснение было дано лишь через некоторое время: якобы вышла из строя французская компьютерная система, обеспечивавшая связь.
Милицейский путч провалился.
Когда через два месяца умер Брежнев, звезда Щелокова окончательно закатилась. Он был уволен, лишен звания генерала и всех послевоенных наград, исключен из партии. В 1984 году бывший министр внутренних дел застрелился.
Зато Андропов получил то, о чем мечтал – всю полноту власти. Он начал широкомасштабные реформы, развернул активную борьбу с коррупцией, провел «чистку» партийного аппарата, одновременно собирая команду своих сподвижников. Одним из выдвиженцев Андропова был М.С. Горбачев.

Откуда мы это знаем

Никаких официальных документов о событиях 10 сентября 1982 года, разумеется, в свободном доступе нет. Они или скрыты в архивах, или, что вероятнее, попросту не существуют в природе.
Подробности неудавшегося путча МВД известны из статьи журналиста Евгения Додолева, опубликованной в газете «Новый взгляд» в 1995 году. Додолев в качестве источника называет известного писателя Юлиана Семенова, который, якобы, и рассказал журналисту всю эту историю. Самого Семенова к тому времени уже два года как не было в живых, и ни подтвердить, ни опровергнуть слова Додолева он уже не мог. Впрочем, у Додолева имелся и еще один источник, тоже названный в статье – В.Р. Ситников, сотрудник КГБ и доверенное лицо Андропова.
Таким образом, судить в какой мере правдива история неудавшегося госпереворота лишь на основании лишь этих шатких свидетельств, довольно сложно. Или вовсе невозможно.