В середине 1930-х годов Советский Союз мог похвастаться своей военной авиацией, которая была одной из лучших в мире. В то время большинство стран не ставило своей задачей развитие военного самолетостроения. Англия и Франция использовали устаревшие модификации летательных аппаратов времен Первой Мировой, в то время как Советский Союз продолжал инновационные исследования. Однако ближе к началу Второй Мировой в СССР началось отставание, особенно это было заметно в разработке истребителей.
Ликвидация отставания
Было очевидно, что ситуация требует скорейшего решения. Однако, реформа советского военного самолетостроения не была хорошо продумана. Изначально ликвидировали конструкторское бюро опытного и талантливого инженера Поликарпова, а потом создали несколько новых организации. Проекты, разрабатываемые старыми инженерами, тоже перешли к новым разработчикам.
Александр Сильванский
Одно из новых бюро возглавил Александр Васильевич Сильванский. До этого назначения его рабочая биография была не слишком примечательной - он работал инженером по снабжению. Тем не менее, ему был поручен авиазавод №153 в Новосибирске, который производил поликарповский И-16. Сильванский получил в свое распоряжение проект Поликарпова - И-220 с мотором М-88. На проект возлагали большие надежды, в прессе его часто называли не иначе как «Истребитель Сталина».
Штат подчиненных Сильванского состоял из опытных инженеров, которые уже были задействованы в разработке неплохих истребителей. Сам он был человеком пробивным, умел договариваться и настаивать на своем. Казалось, что ничто не предвещает беды.
Однако немногим позже подчиненные главного инженера осознали, что их шеф абсолютно ничего не знает о самолетостроении.
Изначально истребитель Поликарпова предполагалось создать на базе двигателя М-58. Однако, разработка данного двигателя так и не была завершена. В результате, на истребитель был установлен двигатель М-88, который являлся лицензионной версией французского Gnome et Rhône 14K Mistral Major. Он уже был поставлен был на некоторые другие машины, такие как бомбардировщики ДБ-3 и Су-2, а также на опытные истребители И-190 и И-180. Но из-за различий в размерах и весе нового двигателя, пришлось вносить много изменений в исходную конструкцию И-220. У самолета было великое множество недоработок и проблем, но он был допущен до испытаний.
Испытания И-220
Вопреки всему, самолет был построен и выведен на испытания. Первая проблема была обнаружена сразу же - винт оказался слишком большим и цеплялся за землю.
Выход из ситуации был найден самим главным инженером - он решил укоротить винт с помощью обычной ножовки. Новые испытания были назначены на январь 40-ого года: самолет был выкрашен в политически выгодный красный цвет, а честь пилотировать его выпала выдающемуся летчику Уляхину.
У испытателя с трудом и не с первой попытки получилось поднять машину в воздух. «Истребитель Сталина», на который возлагали такие большие надежды, пролетел около двухсот метров на низкой скорости, после чего без всякого триумфа приземлился. Известно, что летчик-испытатель нецензурно отозвался о машине.
После этого было решено отправить самолет в музей, как яркий пример того, как делать нельзя, а инженера посадить за вредительство. Впрочем, последнему так и не суждено было свершиться. И Сильванский тихо дожил свой век, работая на вторых ролях у Королева. Тот факт, что он не сел за то, что потратил многие миллионы рублей на бесполезный истребитель, можно объяснить или исключительной удачей, или тем, что он приходился зятем самому Кагановичу.