В произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце» профессору Преображенскому удалось превратить собаку в человека. Мало кто знает, но описываемые в романе события не плод воображения автора. Оказывается, ранее советский биолог Илья Иванов пытался скрестить человека с обезьяной. Так чем же завершился самый невероятный эксперимент?
В знойной Африке
Илья Иванович Иванов в 1896 году окончил Харьковский университет, после чего устроился на работу в Институт экспериментальной медицины, преподавал на Высших сельскохозяйственных курсах и даже прошёл теоретический и практический курсы бактериологии в парижском Институте Пастера. В 1907 году он получил профессорское звание и начал проводить исследования в заповеднике Аскания-Нова. Учёного интересовала межвидовая гибридизация животных. Научные изыскания вскоре дали плоды. В ходе экспериментов путём искусственного осеменения исследователи получили несколько гибридов диких и домашних животных. В частности, им удалось скрестить зебру и осла, зубра и домашнюю корову, антилопу и корову, мышь и крысу, а также мышь и морскую свинку.
Амбициозный учёный и не думал на достигнутом останавливаться. Он мечтал скрестить человека с обезьяной. Свою идею новатор неоднократно озвучивал, но получить разрешение на проведение эксперимента удалось только в 1924 году в Институте Пастера. Французская сторона позволила использовать для опытов экспериментальную станцию приматов в Киндии (Французская Гвинея), а советское правительство согласилось исследования финансировать.
В результате, 28 февраля 1927 года две самки шимпанзе были оплодотворены человеческой спермой, полученной от мужчин-добровольцев. Первый блин оказался комом, так как обезьяны не забеременели.
Вторая попытка, до которой так и не дошло
Иванов, одержимый идеей, и не думал сдаваться. Он решил провести эксперимент по осеменению человеческих женщин спермой самцов шимпанзе, но французское колониальное правительство в Гвинее не одобрило такие действия. Впрочем, советский учёный не расстроился. Он прекрасно понимал, что в Африке реализовать планы будет непросто. Слишком жаркий климат, отсутствие необходимого оборудования и средств – всё это не шло на пользу исследователю. Поэтому Иванов принял решение вернуться в СССР.
В 1929 году специально созданная комиссия пришла к выводу, что для успешного осуществления экспериментов потребуется минимум пять женщин-добровольцев. Но опыты пришлось отложить до лета 1930 года, так как не удалось оперативно отыскать особей шимпанзе, подходящих под довольно серьёзные требования.
Но осуществить задуманное Иванов всё равно не смог. На него начались гонения со стороны представителей научного сообщества. В декабре Илью Ивановича арестовали и сослали в Алма-Ату, где ему пришлось довольствоваться должностью преподавателя в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте. Скончался Иванов в 1932 году.
Архив учёного сохранил его коллега – профессор П.Н. Скаткин. Позже документы были переданы в Центральный государственный архив Московской области, но о возобновлении исследований уже больше никто не говорил. На инициативу Иванова стали смотреть через призму биоэтики и прагматизма. Последователи, не исключая положительный исход опытов, вполне справедливо задавались вопросами: для чего нужно такое скрещивание и какое место в обществе займёт особь, рождённая от шимпанзе?