Многие современные люди все еще придерживаются этого обычая и садятся "на дорожку" перед тем, как отправиться в путь. Однако, эта традиция не так проста, как может показаться. Чтобы обеспечить успех в путешествии, необходимо соблюдать определенные правила.
Корни «дорожного» обычая
Существуют различные версии появления на Руси обычая присаживаться «на дорожку». Так, Лидия Березовая, автор учебника «История туризма и гостеприимства», связывает его возникновение с условиями путешествия по России, которые существовали в прошлом. По мнению Березовой, русские не воспринимали поездку по родной стране как увеселительное и увлекательное мероприятие, скорее, наоборот. Раньше путешествия были настолько затруднительными и некомфортными (в том числе из-за плохого качества дорог и сервиса, оформления документов для проезда), что всякое перемещение считалось опасным и серьезным предприятием.
Археолог, географ и историк Лев Гумилев объяснял данный обычай такими особенностями русского характера, как медлительность и осмотрительность. Кстати, осмотрительность и медлительность фигурируют и в списке качеств национального характера — типичных для русского человека. Присаживаясь «на дорожку» наши предки искусственно оттягивали не только минуту прощания с близкими, но и саму неизбежность намеченного путешествия. Впрочем, теория Гумилева не вступает в противоречие с предположениями Березовой, потому как, по мнению обоих ученых, русские присаживались «на дорожку» перед путешествием, как перед тяжелым и трудным делом.
Последняя трапеза
Многие авторы не уделяют достаточного внимания обычаю присаживаться «на дорожку», а между тем, эта традиция несет в себе скрытые смыслы. Прежде всего данный обычай следует отличать от последней, символической, трапезы, которая устраивалась на Руси в честь того, кто отправлялся в дальний путь. Так, Татьяна Щепанская в своем труде «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.» отмечает, что непосредственно перед выходом из дома родственники путешественника покрывали стол скатертью, на которую ставили ковригу хлеба и немного соли. Все садились на лавки вокруг стола (спиной к печи) и с минуту молча смотрели друг на друга, словно «желая насмотреться впрок».
Однако обычай, описанный Щепанской, скорее, относится к традиции выпить и закусить, что называется, «на посошок». Впрочем, происхождение самого выражения «на посошок» никак не связано с последней трапезой, которую приводит в своем труде Щепанская. В старину люди отправлялись в дорогу обычно с посохом в руках, который помогал путникам при передвижении. На этот посох и принято было ставить посуду с алкогольным напитком. Если путешественнику удавалось выпить спиртное из такого положения, не пролив ни одной капли на землю, то считалось, что его ожидает успех в пути.
Как правильно присаживаться «на дорожку»?
Обычай же присаживаться «на дорожку» совсем не похож на последнюю трапезу или на традицию выпивать «на посошок». Дело в том, что, согласно веками сложившимся правилам, присаживаясь «на дорожку», ни провожающие, ни сам путешественник уже ничего не едят и не пьют. Так, известный православный литератор А.Н. Муравьев описывал, как его провожали из Киева. Сначала митрополит провел Муравьева в трапезную, а уж после благословил и предложил присесть «на дорожку». Да и в стихотворении А.А. Фета «Удавленник» есть такие строки: «Ужин сняли. Слава Богу, что собрались как-нибудь. Ну, присядем на дорогу, да и с Богом в дальний путь».
Кроме того, присаживаясь «на дорожку», участники этого действа никогда не разговаривали друг с другом. Сидели, как и подобает традиции, в полной тишине. Татьяна Щепанская даже упоминает о том, что в это время все считали до десяти, конечно, в уме. Современные специалисты считают, что молчание было необходимо для того, чтобы путник и его родственники имели возможность сосредоточиться на себе, еще раз обдумать предстоящее путешествие, его целесообразность, а также подумать о том, не забыли ли что-нибудь собрать путешественнику в дорогу. Да и интуицию, которая может подсказать что-либо именно в этот момент, тоже никто не отменял. Наверное, именно поэтому говорили, что если не присесть «на дорожку», то и «пути не будет».