Неофициальная солдатская иерархия в Советской Армии окончательно сформировалась в 70-80-х годах. Именно на это время пришелся расцвет дедовщины. Почти полвека назад военнослужащие стали негласно делиться на категории «молодых» и «дедов», каждая из которых в свою очередь состояла из нескольких подгрупп.
Самой привилегированной «кастой» в Советской Армии были «дембеля», срок службы которых подходил к концу. Так как срочная служба считалась «школой жизни», то «дембеля» приравнивались к выпускникам. Отсюда и множество традиций, часть из которых уже и объяснить не получится. Необходимость их соблюдения делала солдат особенными, своеобразным примером для подражания.
.
Но непосредственное влияние на формирование неуставных взаимоотношений, то есть дедовщины, оказала всё же военная реформа 1967 года, когда срок службы призывников был сокращён в армии до двух лет и до трёх — на флоте. Прибывшие новобранцы вызывали зависть у тех, кто уже служил. По их мнению, получалось несправедливо — кто-то в армии «от звонка до звонка», а кто-то…
Видимо, старослужащие настолько истосковались по дому, что были готовы считать дни. Ровно за сто суток до выхода приказа министра обороны об увольнении в запас срочников «дед» автоматически оказывался на самой верхней ступени негласной армейской иерархии.
Всё это время «дембеля» брили голову «под ноль», отдавали салагам масло (мол, скоро на гражданке отъедимся). А через 50 дней было принято меняться ролями. Старослужащие давали возможность молодым бойцам почувствовать себя в «шкуре» «дедов».
.
На один день «дембеля» становились «молодыми», а те — «дедами». Суть этого «ритуала» была в том, что 24 часа в казарме хозяйничали новобранцы. Фактически, они могли отдавать «дедам» какие угодно команды, а те были обязаны их исполнять. Но каждый новоиспечённый солдат понимал, что сутки пройдут и всё вернётся на круги своя. За оставшиеся 49 дней «деды» уж точно смогут поставить на место обнаглевшего «молодого». С учётом этого, данная традиция была скорее формальностью. Но такой день считался единственным, когда «дембеля» подчинялись «молодым».