В своей знаменитой книге «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын дал Георгию Тэнно точную характеристику — «убежденный беглец». Эта неукротимая воля к свободе определила всю его жизнь: от дерзкого заявления следователю до многочисленных попыток сбежать из лагеря. Но даже после освобождения его душа горела не прошедшей с годами яростью и жаждой мести.
Циркач, спортсмен, переводчик: жизнь до крушения
Георгий Тэнно (при рождении — Теннов) родился в 1919 году и к началу войны успел проявить себя в самых разных ипостасях. Он был цирковым артистом, демонстрировавшим силу и феноменальную память, выпускником военно-морского училища и тренером по тяжелой атлетике в Центральном доме Красной Армии (его воспитанником был чемпион Александр Божко). В 1941 году он учился в Военном институте иностранных языков, что позволило ему служить переводчиком в опасных британских конвоях по ленд-лизу. Казалось, перед ним открыта блестящая карьера.
Арест, приговор и клятва Монте-Кристо
В 1948 году, несмотря на боевые награды, Тэнно был арестован по обвинению в шпионаже и приговорен к 25 годам лагерей. Его судьбу усугубила трагедия: вместе с ним арестовали жену с младенцем на руках; ребенок в заключении погиб. На первом же допросе, как вспоминал Солженицын, Тэнно заявил следователю, что накануне собирался смотреть «Графа Монте-Кристо» и, подобно герою Дюма, не смирится с несправедливостью. Эта клятва стала пророческой.
Пять побегов и воля к свободе
Свое слово Тэнно сдержал. Известно как минимум о пяти его отчаянных попытках побега, за что Солженицын и назвал его «убежденным беглецом». Каждая из них была тщательно спланирована, но все оканчивались неудачей и лишь ужесточали режим содержания. Увидеть свободу он смог лишь в 1956 году, через три года после смерти Сталина.
Несостоявшаяся месть и последнее дело
После реабилитации Тэнно вернулся в Москву, работал в НИИ физкультуры, писал статьи и книгу по атлетизму. Однако мысль о возмездии не оставляла его. Как пишет историк Борис Соколов, Тэнно открыто говорил о желании «забрать с собой» высокопоставленных «палачей», таких как Вячеслав Молотов («Вячик Карзубый») и следователь по делу академика Вавилова Александр Хват. Осуществить эти планы ему не удалось — жизнь «убежденного беглеца» оборвала тяжелая болезнь.
Но даже на смертном одре он не сдался, занимаясь правкой текста о себе в «Архипелаге ГУЛАГ». Именно Тэнно сыграл ключевую роль в сохранении этой рукописи, спрятав ее на хуторе в Эстонии, где позже ее дописывал Солженицын. Так последнее дело беглеца помогло сохранить для мира память о миллионах заточенных.
