В 1805 году император Александр I отправил в Пекин масштабное посольство во главе с опытным дипломатом графом Юрием Головкиным. Цель была амбициозной — укрепить отношения с империей Цин и расширить торговлю. Однако миссия потерпела фиаско, даже не перевалив за Великую Китайскую стену. Вся экспедиция застряла в монгольской Урге, а её участники, так и не увидев императора, были вынуждены вернуться в Петербург. Причиной стал не пограничный конфликт и не государственная тайна, а церемониальный поклон — обряд коутоу.
Ритуал как дипломатический код
Коутоу (или «саньгуй цзюкоу» — «три коленопреклонения и девять челобитий») был не просто формальностью. Это был краеугольный камень китайской концепции миропорядка. Совершая его — трижды падая на колени и девять раз касаясь лбом земли — посланник признавал Поднебесную империю центром цивилизации, а своего государя — младшим по отношению к Сыну Неба. С дипломатической точки зрения это было равносильно признанию вассалитета. Для европейских держав, чья дипломатия строилась на принципе суверенного равенства, такой ритуал был неприемлемым унижением.
Точка невозврата в Урге
Граф Головкин был прекрасно осведомлен о ритуале. Более того, пограничные власти в Урге по прямому указу императора Цзяцина обязались «обучить» русских послов всем тонкостям поклона, требуя при этом «почтительного выражения лица».
Конфликт разгорелся на репетиции аудиенции. Китайские чиновники потребовали, чтобы Головкин совершил полный коутоу перед… портретом императора, стоявшим на столе, в знак благодарности за присланное от его имени угощение.
Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть
Головкин был согласен пасть на колени, но лишь на личной аудиенции во дворце, а не перед стоящим на столе портретом. Китайцы же потребовали совершить коутоу в благодарность за угощение от имени императора, которое ему преподнесли. В данной ситуации Головкин мог поклониться лишь по русскому обычаю – стоя. Но это не устроило подданных богдыхана.
В официальной хронике династии Цин появилась запись, что русский посол не был принят, поскольку «проигнорировал церемониал». Куда менее сдержанно писали о событии «пограничники» из Урги.
«Сколько мы, Ваши ничтожные слуги, не разъясняли им дело, всячески стараясь справедливо всё уладить, это скопище зловредных тварей совершенно не стало понимать приличий», - донесли монголы в Пекин.
По возвращении в Петербург граф Головкин разъяснил, что вёл себя в Китае достойно, но не надменно. Выслушав его историю, император Александр I полностью одобрил поведение потомственного дипломата.
Попадавшие в Китай европейцы по-разному относились к необходимости совершать коутоу. Некоторые наотрез отказывались это делать, после чего их попросту высылали из страны, что затрудняло налаживание контактов между Европой и Китаем.
Из русских в ситуации, аналогичной той, в которой оказался Головкин, побывал отправленный к маньчжурскому двору царём Алексеем Михайловичем дипломат Фёдор Байков. Он не имел инструкций относительно ритуала и побоялся, что челобитие может унизить его государя.
Через 15 лет после Головкина отказался пасть ниц перед императором британский посланник Уильям Амхерст, за что также был изгнан.
Другие путешественники и дипломаты не видели в коутоу ничего зазорного для себя. В их числе были и такие посланники русского царя, как Савва Владиславич-Рагузинский и Николай Спафарий. Не гнушались древним ритуалом послы Голландии и Португалии. Правда, если европейцы совершали обряд неумело или непочтительно, китайцы наказывали их розгами. Не обходилось и без курьёзов. Когда с одного из голландцев, касавшегося лбом пола, упал парик, это страшно рассмешило императора Цяньлуна.
Граждане России, Великобритании, США и Франции были избавлены от необходимости совершать коутоу после заключения в 1858 году Тяньцзинских трактатов. Другие иностранцы были признаны «совершенно равными» подданным богдыхана только в 1873 году.
