Во второй половине XIX столетия Россия и Англия находились в геополитическом противостоянии, получившем у западных историков наименование «Большая игра». Её считают в известном смысле прообразом холодной войны второй половины XX века между СССР и США. Однако, особенно у нас, это исторически преходящее соперничество нередко преподносят как нечто имманентно присущее взаимоотношениям между нашей страной и Британией. При этом напрочь забывают, что самые крупные войны XIX и XX столетий Россия вела в союзе с Англией.
Дружба, длившаяся столетиями
Первые шаги в отношениях между Россией и Англией носили самый дружественный характер. В 1553 году английский мореплаватель Ричард Ченслор, выброшенный бурей к берегам Северодвинского Поморья, в буквальном смысле открыл Россию для Англии и Англию для России. Царь Иван Грозный дал большие привилегии английским купцам в России. Хотя взаимоотношения порой осложнялись из-за коммерческих недоразумений, в целом Россия проводила благоприятную для Англии политику всю вторую половину XVI столетия, весь XVII и большую часть XVIII века.
Отношение Англии к России также было подчёркнуто дружественным. Туда часто приезжали русские послы. В 1602 году царь Борис Годунов отправил в Англию нескольких молодых детей боярских для обучения наукам. Правда, в Россию они не возвратились из-за наступившей в ней Смуты. Кстати, для преодоления последствий Смутного времени Англия сделала немало. Она была явно заинтересована в воцарении и укреплении династии Романовых, сразу же признала новое правительство России и выдала ему займ в 100 тысяч рублей. Есть отрывочные сведения, что на ополчение Минина и Пожарского также жертвовали деньги английские купцы «Московской компании», и в помощь ополчению летом 1612 года через Архангельск даже был послан отряд английской регулярной пехоты.
Случались и короткие периоды перерыва русско-английских связей. Так, в 1649 году царь Алексей Михайлович, разгневанный казнью в Англии короля Карла I Стюарта, запретил английским купцам въезжать в Россию и конфисковал имущество «Московской компании» в нашей стране. Но с реставрацией Стюартов в 1660 году собственность была возвращена англичанам и отношения возобновились. В самом конце Великой Северной войны в начале XVIII века был эпизод, когда Англия поддержала Швецию, но по большей части и в это время отношение Англии к России оставалось благожелательным.
Карл Маркс, внимательно изучивший историю международных отношений в XVIII веке по рассекреченным к середине XIX века документам, писал в своём труде «Разоблачение дипломатической истории XVIII века»: «Разве сам факт, что превращение Московии в Россию осуществилось путем её преобразования из полуазиатской континентальной страны в главенствующую морскую державу на Балтийском море, не приводит нас к выводу, что Англия, величайшая морская держава того времени, должна быть причастна к этой великой перемене?»
В 1757 году будущая императрица Екатерина II, тогда великая княгиня, жена наследника престола Петра III, писала английскому послу Чарльзу Ханбери Уильямсу: «Я воспользуюсь всеми случаями, какие только можно себе вообразить, чтобы привести Россию к тому, в чём я признаю её истинный интерес, — быть в дружественном союзе с Англией, оказывать ей всюду содействие и предпочтение, необходимое для блага всей Европы и особенно России, перед их общим врагом Францией, величие которой составляет позор для России. Я научусь практиковать эти чувства, на них обосную свою славу и докажу королю, вашему государю, прочность этих моих чувств».
Это писалось уже в начале Семилетней войны, которую Россия вела против Пруссии в союзе с Францией и Австрией. Другим противником Франции и Австрии была Англия.
Рост разногласий
Несмотря на англо-прусский союз в Семилетней войне, между Россией и Англией не было состояния войны. Екатерина доказала «прочность своих чувств». Вступив на престол, она не стала разрывать мирный договор, который её муж, Пётр III, заключил с Пруссией – союзницей Англии.
Правда, политика Екатерины II не всегда оказывалась проанглийской. Она была, прежде всего, пророссийской, а отношение к Англии менялось в зависимости от того, насколько этого требовали российские интересы, в понимании Екатерины Великой. Так, в 1780 году императрица начала создавать лигу северных государств, отстаивавшую свободу морской торговли нейтральных стран. Эта лига, к которой примкнули Швеция, Дания, Нидерланды и Пруссия, была направлена против английского разбоя на морях, чинимого под предлогом блокады мятежных североамериканских колоний.
Этой моральной поддержке, которую Россия оказала Соединённым Штатам Америки на заре их существования, предшествовали две усиленные просьбы английского правительства отправить в Северную Америку, на подавление восстания колонистов, наёмные русские войска во главе с Суворовым – конечно, за щедрую плату. Просьбы, однако, были отклонены Екатериной II.
Вся эта длинная предыстория взаимоотношений России и Англии важна для уяснения последующих, достаточно хорошо известных публике событий. В конце 18 – начале XIX века Россия участвовала в нескольких союзах против революционной Франции, сколачивавшихся Англией и на английские деньги. Короткий период, когда император Павел I пытался дружить с первым консулом Французской республики Бонапартом, остался эпизодом.
«Странная война»
Более длительный конфликт возник после подписания Александром I в июле 1807 года Тильзитского мира с императором французов Наполеоном. Россия примкнула к «континентальной блокаде» Британских островов, и тогда-то впервые между Англией и Россией было объявлено состояние войны. Оно продлилось до июля 1812 года.
Это была во всех отношениях странная война. Вооружённые стычки можно пересчитать на пальцах одной руки. Чуть чаще имели место случаи интернирования русских судов англичанами, причём русские не оказывали сопротивления. После войны все корабли были возвращены России. В то же самое время английские торговые суда под флагами нейтральных стран приплывали в русские порты. Александр I в 1811 году, уже готовясь к войне с Наполеоном, вёл переговоры с британским фельдмаршалом герцогом Веллингтоном, намереваясь пригласить его в Россию в качестве главнокомандующего русской армией.
Итоги
Описывать известные события Наполеоновской, Крымской и двух мировых войн нет необходимости. Достаточно их просто перечислить.
Итак, Англия воевала с Россией только в двух войнах – «странной» войне 1807-1812 гг. и настоящей войне (Крымской) 1853-1856 гг. Интервенция 1918-1919 гг. не в счёт, так как англичане тогда помогали одной из сторон русской гражданской войны.
Союзником России, причём очень важным, Англия была во всех войнах с Францией в конце XVIII – начале XIX вв., в Первой и Второй мировых войнах.
Таким образом, русские и англичане значительно чаще были товарищами по оружию, чем врагами.