Среди всех антипартизанских операций вермахта в Великую Отечественную войну, операция «Ганновер» выделяется особо. Хотя в ходе неё и шли бои с крупными силами партизан, основным противником немцев стали регулярные части РККА — воздушно-десантные бригады полковника Казанкина и кавалерийские дивизии генерала Белова.
Ржевско-Вяземская наступательная операция
После удачного контрудара под Москвой, советское руководство попыталось перейти в наступление на всех участках фронта. Однако, скоро выяснилось, что хоть вермахт и потерял ударную силу для наступления, создать мощную оборону, которую Красная Армия преодолеть была не в силах, немцы ещё могли.
8-го января началась Ржевско-Вяземская наступательная операция, первое сражение грандиозной Ржевской битвы, длившейся больше года и унесшей огромное количество жизней — о советских потерях под Ржевом до сих пор спорят историки.
По плану операции советские войска должны были окружить крупную группировку вермахта в районе Ржевского выступа. Для это наносились удары в направлении Вязьмы силами Калининского и Западного фронтов. Юго-западнее Вязьмы должен был быть выброшен крупный воздушный десант, кроме того, в этих районах были сосредоточены значительные силы партизан.
Операция своих целей не достигла, и привела к огромным потерям: 776 889 человек, из них безвозвратные — 272 320. Ударная группировка 33-й армии генерала Ефремова была отрезана, вела бои в окружении, и практически вся погибла, вместе с самим командующим. В июле немцы перешли в наступление и, в ходе операции «Зейдлиц», разгромили значительные силы Калининского фронта.
Юго-западнее Вязьмы в немецком тылу несколько месяцев в окружении находилась группировка наших войск в составе кавалерийского и воздушно-десантного корпусов, а также партизанских отрядов.
Группа генерала Белова
1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Белова уже 4-го февраля вышел к Вязьме. В этот же день была предпринята атака на город, но она окончилась неудачно. Хотя в это же время к Вязьме вышли войска 33-й армии генерала Ефремова, взаимодействие не было налажено.
6-го февраля кавалеристы снова атаковали Вязьму и даже захватили важный опорный пункт на подступах к городу — деревню Зубово. Но в результате контрудара немцев корпус понёс большие потери и отступил, перейдя к партизанским действиям. Командующий западным направлением генерал Жуков рассчитывал повторить наступление на Вязьму и для этого использовать находящуюся в немецком тылу группировку. Поэтому разрешение на прорыв из окружения 33-я армия и корпус Белова не получили.
В составе корпуса были 1-я и 2-я гвардейские, 41-я, 57-я и 75-я кавалерийские дивизии, 115-й и 116-й лыжные батальоны, всего более 19 000 человек.
В ходе боевых действий генералу Белову был подчинен 4-й воздушно-десантный корпус полковника Казанкина (более 9 тысяч человек), и выброшенный ранее десант 250-го полка и 201-й воздушно-десантной бригады, всего до 2 500 человек.
С 29-го мая по 3-го июня для обеспечения прорыва группы Белова были выброшены ещё две воздушно-десантные бригады, численностью более 4 000 человек.
В подчинение Белова также вошли остатки 329-й стрелковой дивизии 33-й армии, которую немцы отрезали от основных сил. В ней было не более 400 человек, но дивизию усилили 250-м полком, а также пополнили за счёт партизан. В журнале боевых действий партизанского отряда «Северный медведь» указано, что 4-го апреля он в полном составе (861 человек) вошёл в состав 329-й дивизии.
Для восполнения потерь, генералу Белову было приказано на контролируемой им территории провести мобилизацию всех мужчин от 17 до 45 лет. Кроме местных жителей, в 1941 году в этих районах было окружено большое количество советских войск. Из тех, кто не попал в плен, часть сражалась в партизанских отрядах, но большинство осело по деревням. Таким образом удалось набрать до 11 тысяч человек пополнения.
Кроме того, в этих районах было значительное число партизанских отрядов. Большая часть из них имела самостоятельные задачи от командования, но многие действовали совместно с кавалеристами и десантниками. В отчетных документах 1-го гвардейского кавкорпуса есть данные на 14-е апреля о партизанских отрядах, с которыми он взаимодействовал. В числе них отряд «Дедушка», который также именуют 1-й партизанской дивизией — 4 150 бойцов, отряд «Лазо» — 2 500, отряд «ФД» — 3 000, отряд Богданова — 1 850 и другие. Общая численность партизан оценивается примерно в 15 тысяч человек.
На территории, где действовала группа Белова удалось получить не только пополнение, но и собрать немало оружия, техники и боеприпасов, да ещё и наладить ремонт. В донесении от 4-го мая генерал Белов упоминает про наличие в его группе танков: 1 KB, 1 Т-34, 5 Т-26 и 2 БТ, 2 152-мм пушек-гаубиц и одного орудия 203-мм.
Операция «Ганновер»
С наличием в своём тылу столь крупной группировки партизан и регулярных войск командование вермахта не могло смириться. На конец мая было решено провести операцию под кодовым названием «Ганновер», с целью уничтожить всю группу генерала Белова, а также ликвидировать и всех партизан в этом районе.
Изначально, в районе Вязьмы действовало лишь 9 пехотных и 5 охранных батальонов, всего до 7 000 человек боевого состава. Дополнительно для операции были выделены крупные силы, практически всё, что можно было снять с фронта. Кроме частей 201-й и 442-й охранных дивизий были задействованы: 197-я пехотная дивизия, части 23-й, 34-й, 131-й пехотных, 5-й, 11-й и 19-й танковых дивизий. В общей сложности более 30 тыс. человек, что не очень много, учитывая необходимость окружить огромную территорию. Начало операции назначили на 24-е мая.
Интересна роль зондеркоманды «Граукопф» («Седая голова»), созданной из советских военнопленных для проведения диверсионных действий. Перед началом операции группа численностью около 300 человек в форме РККА, должна были под видом партизанского отряда проникнуть на контролируемую советскими войсками территорию и захватить в плен или уничтожить всё руководство. Но этот план провалился.
Важно отметить, что об операции «Ганновер» в штабе Белова знали, и предлагали командованию Западного направления воспользовавшись тем, что силы немцев на фронте будут ослаблены, начать наступление. Но оно не состоялось.
В ходе наступления с разных направлений немцы пытались отрезать десантников и кавалеристов, но тем удавалось выходить из окружения. После тяжелых боёв, 4-го июня генерал Белов запросил разрешение на прорыв из окружения. Ему было разрешено вывести свои войска, оставив в немецком тылу партизан, которые должны были прикрывать отход. 9-го июня войска Белова прорвали окружение и, вопреки приказу Жукова, стали отступать на юг. На этом направлении не было крупных немецких сил, что и спасло группу от разгрома. До конца июня большая часть смогла прорваться к своим. Через фронт на разных участках вышло около 10 000 человек, до 7 000 осталось в тылу партизанить.