21/09/25

Седьмая вода на киселе: сколько степеней родства существует у русских

Деверь, золовка, шурин… Для современного человека эти слова звучат как заклинание из древнего манускрипта. А уж про «вуйну» или «дщерича» и вовсе мало кто слышал. Как же наши предки разбирались в этой сложной системе связей и кем все эти люди приходятся нам сегодня? Давайте разберемся в старинных правилах родства, которые определяли жизнь целых поколений.

Три столпа древнего родства

В Древней Руси родственные связи были не просто формальностью, а строгой социальной системой. Она делилась на три фундаментальных типа:

Кровное родство (Кровь). Самый очевидный вид — связь по общей крови от предков к потомкам. Это прямая линия: родители и дети, деды и внуки, прадеды и правнуки. Сюда же относились и боковые ветви: братья и сестры, двоюродные, троюродные и так далее.

Свойство (Брак). Это родство возникало не по крови, а благодаря брачному союзу. Муж и жена друг другу не родственники, но их брак моментально обрастал новыми связями: появлялись тещи и тести, свекрови и свекры, золовки и девери. Две ранее чужие семьи становились одной большой семьей — «свойством».

Духовное родство (Кумовство). Сегодня почти забытое, оно было не менее важным. Кумовьями становились крестные родители по отношению к крестнику и его биологическим родителям, а также друг к другу. Эта связь считалась такой же прочной и святой, как и кровная.

Степени родства

Степени родства определяются количеством поколений. Первая степень — это родители и их дети. Вторая – деды (бабки) и внуки. Третья – прадеды и правнуки, а так же дядья (тетки) и племянники. Четвертая степень родства – это двоюродные: дед и внучатые племянники, двоюродные братья и сестры. Пятая степень – двоюродный дядя (тетя) и двоюродные племянники, шестая – троюродные братья и сестры.

Почему Ленину после покушения долго не вызывали врача

Седьмая степень родства – самая далекая. Четвероюродных братьев и сестер не только сейчас, но и в старину близкими родственниками не считали. Не случайно бытует выражение «седьмая вода на киселе», обозначающее очень далекую, седьмую степень родства. Иногда говорят и так: «вплоть до седьмого колена». Родню свою полагалось знать до седьмого колена. Библейские проклятия простирались тоже до седьмого колена, дальше уже не действовало, родственная связь заканчивалась.

На что это влияло

Одно из основных ограничений, налагаемых кровными узами – это возможность выбора жениха или невесты. Браки с кровной родней безусловно запрещались. Но при этом степень «запретного» родства варьировалась. В средние века на Руси действовала византийская норма, принятая в XII веке при Патриархе Луке Хрисоверге, запрещавшая браки вплоть до седьмой степени родства. Впрочем, соблюдалось это не всеми и не всегда. В начале XIX столетия Святейший Синод, чтобы как-то упорядочить ситуацию, запретил браки вплоть до четвертой степени родства (включительно). То есть, троюродные, как тогда говорили, кузены и кузины, пожениться уже могли. Таким образом, родство пятой степени очень близким уже не считалось.

При этом свойство тоже считалось препятствием для брака, так же, как и кумовство. Например, мужчина никак не мог жениться на овдовевшей супруге своего шурина, крестные мать и отец одного ребенка тоже и мечтать не смели о супружестве.

В наши дни законодательство изменилось. Закон безусловно запрещает браки между родителями и детьми, дедушками, бабушками и внуками, между родными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными. Во всех остальных случаях брак может быть заключен. Например, между двоюродными братом и сестрой или даже между дядей и племянницей. Общество такие союзы, разумеется, осуждает, но законодательных препятствий для них нет.