02/11/25

Секретное оружие «шурави»: почему «душманы» так боялись миномета «Метла»

25 декабря 1979 года началась Афганская война — операция, целью которой была смена власти в Кабуле и поддержка лояльного СССР режима. Однако вместо быстрой победы советский контингент столкнулся с ожесточенной партизанской войной. Идеально оснащенная для европейского театра военных действий армия оказалась в ловушке среди гор, где правила бал тактика засад и внезапных нападений.

 «Советский Вьетнам»

Зарубежные СМИ быстро окрестили этот конфликт «советским Вьетнамом». И для этого были все основания: прекрасно знавшие местность моджахеды навязывали свои правила игры. Их излюбленной тактикой были стремительные атаки на колонны из тщательно замаскированных укрытий на склонах гор.

Что стало с женой и детьми Василия Сталина

Советская техника оказывалась бессильной: бронетранспортеры не могли вести эффективный огонь по высоко расположенным целям, а вызывать ударные вертолеты на поддержку каждого взвода было невозможно. Пехота же не успевала развернуть буксируемые минометы — к тому времени, как расчет был бы готов к стрельбе, бой, как правило, уже заканчивался. Войска остро нуждались в мобильном и мощном оружии, способном моментально реагировать на угрозу.

Система Метлы

Одним из успешных результатов полевой импровизации и стала «Метла» — тот же «Василек», только поставленный на лафет зенитки и шасси «рабочей лошадки» СА — грузовика Урал-4320Н. Автором этой системы был Александр Михайлович Метла, замполит 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады.

Быстро оценив засадную тактику афганцев на участке между Кабулом и Гардезом, новоиспеченный конструктор создал первый прототип новой машины и представил на критику своему командиру — полковнику В. Раевскому. Сохранились воспоминания самого Метлы, озвученные им в интервью белорусскому изданию Sputnik, в которых он не без гордости отмечает одобрение начальства, а позже и самого генерала Громова, когда до того дошла информация о разгроме врага при сопровождении колонны по дороге из Кабула. Более 100 мин выпустили артиллеристы по укрытиям душманов, которые при первом же накрытии обращались в пыль и пепел. Более того, на этом участке противник больше не появлялся — настолько устрашающее воздействие на него произвела техника, разом изменившая соотношение сил.

Несколько позже по инициативе Александра Михайловича появилась и модификация все того же «Урала» с установленным в кузове многоствольным блоком НУРС с ракетами С-8. Блок был снят с вертолета Ми-24, и новая машина служила аналогом системы залпового огня на предельно коротких дистанциях.
Необходимо отметить, что вдохновленные аналогичными соображениями, бойцы других частей ограниченного контингента устанавливали минометы также на шасси транспортеров МТ-ЛБ, однако серийно эта модификация боевой машины никогда не выпускалась.

Сегодня полковник запаса Александр Метла является кавалером ордена Красной звезды и возглавляет благотворительный фонд помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана».