16/08/24

Семён Золотарёв: что было не так с самым возрастным туристом группы Дятлова

Гибель группы Дятлова спустя более 60 лет остаётся загадкой. Не меньше вопросов, чем сама трагедия, вызывает самый странный участник группы Семён Золотарёв.

Золотарёв был самым старшим участником путешествия — 2 февраля 1959 года, в день гибели группы, ему как раз исполнилось 38 лет. Семён почему-то предпочитал представляться именем Александр. В сплочённый коллектив Дятлова мужчина попал за несколько дней до начала турпохода. Людмила Дубинина так писала о нём в дневнике: «Этого Золотарёва никто не хотел сначала брать, ибо человек он новый, но потом плюнули и взяли, ибо отказать — не откажешь».

Биография

Семён родился в Краснодарском крае в 1921 году. Окончив в 1941 году десятилетку, он подрабатывал в школе учителем первого класса. В период Великой Отечественной войны был призван в армию. За время боевых действий получил медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией» и Орден Красной Звезды.

После войны Золотарёв поступил в Минский институт физической культуры. С 1950 года работал преподавателем физкультуры в Пятигорском лингвистическом институте. Последним местом работы Золотарёва в 1959 году была туристическая база «Коуровская», располагавшаяся в Свердловской области.

Версия Сазоновой

Пытающаяся разгадать тайну гибели туристов педиатр Галина Сазонова обнаружила, что батальон 1570, в состав которого входил Семён во время войны, был разбит фашистами под Харьковом летом 1942 года. При этом после боя Золотарёва не было ни в числе погибших, ни пропавших без вести, ни среди 15 человек, попавших в госпиталь.

Также в анкетных данных говорится, что с августа по декабрь 1942 года Золотарёв был приписан к 20-му отдельному мотоинженерному батальону. Однако это подразделение действовало с 1 сентября 1942 года по 1 октября 1942 года.

Сам Семён не совсем точно описал в документах свой боевой путь. Золотарёв ничего не говорил про Кёнигсберг, за взятие которого у него была медаль, но упоминал Варшаву и Берлин.

По версии Сазоновой, Золотарёв участвовал в ВОВ, но только в составе разведывательно-диверсионных групп.

Версия о брате Николае

Конспирологи убеждены в том, что неточности в биографии Золотарёва связаны с тем, что под именем Семёна с фронта вернулся его родной брат Николай, сотрудничавший с врагами. Чтобы уйти от ответственности, он якобы воспользовался документом погибшего в боях брата Семёна. Поэтому «Семён» путался в датах и наградах.

Сторонники теории о брате Николае полагают, что брат Семёна был агентом немецкой разведки. По их логике, загадочное убийство туристов спланировали иностранцы. Расправившись со свидетелями, они якобы вывезли Золотарёва из СССР, оставив на месте преступления тело неизвестного заключённого.

Агент КГБ

Служащий свердловского НИИ автоматики Виктор Богомолов думал, что Золотарёв мог быть связан с КГБ. В путешествие мужчина отправился, выполняя секретное задание. Основанием для данной версии была информация о частой смене места работы Семёна, о чем он рассказывал Богомолову. Золотарёв признавался, что до Урала он работал на алтайских, закавказских, камчатских и закарпатских туристических базах, располагавшихся в приграничных районах СССР.

Богомолов также предполагал, что гибель отряда Девятова — прикрытие для переброски Золотарёва за границу. А организаторами этой операции выступили сотрудники КГБ. В пользу данной версии говорит тот факт, что труп Семёна был самым изуродованным из всех найденных тел. Также на нём обнаружили не имевшиеся при жизни татуировки. Это даёт основание предполагать, что вместо Золотарёва на перевале нашли подброшенное тело зека.

Татуировки

По мнению исследователя Валентина Дегтерёва, обнаруженные останки принадлежат Золотарёву. Мужчина, знавший основы шифрования, сам себе нанёс татуировки, рассказывающие об обстоятельствах случившегося. Дегтерёв говорил, что изображение свёклы указывало на то, что убийцы были из народа манси.

Сочетание букв «Г+С+П=Д» обозначает «Григорий + Семёнович + Полковник = Донесение», а «ДАЕРММУАЗУАЯ» расшифровывается как «удар, замёрз, я умер».