25/07/19

Сериал «Ликвидация»: какие события на самом деле легли в основу фильма

Сериал «Ликвидация» о борьбе с бандитизмом в послевоенной Одессе полюбился многим. В том числе и потому, что параллели с героем Высоцкого из «Место встречи изменить нельзя» в фильме более чем очевидны. Но мало кто знает, что подобные события произошли в только освобожденном от нацистов Бобруйске. И, как рассказывал в интервью режиссер картины, Сергей Урсуляк, частично именно эта история борьбы с местными бандитами стала одним из источников сценария сериала.

Разгул бандитизма в Бобруйске

Как рассказывает Олег Романько в книге «Коричневые тени в Полесье», в марте 1944 года в Бобруйске был создан Союз борьбы против большевизма – организация,  которую возглавил антикоммунист, Михаил Октан. Еще в 1941 году, когда город был оккупирован, тот был завербован  немцами. Бобруйск был освобожден летом 1944 года и коллаборационисты бежали в леса, начав партизанскую борьбу против СССР. После сталинской амнистии в честь победы над Германией, в ряды антикоммунистов влились и откровенные бандиты.

Руководство страны ожидало разгула антисоветских сил на западе Белоруссии, но не ожидало столкнуться с ними на востоке. Когда на стол Сталину лег доклад Лаврентия Берии о массовых бандитских нападениях на советских офицеров и солдат в Бобруйске, пришла пора задуматься. Случаем, переполнившем чашу терпения советского правительства стало убийство капитана Александра Преза, который в сопровождении автоматчика осенью 1946 года был направлен в белорусский город для выполнения служебного задания. Сразу же после этого разъяренный Сталин потребовал немедленного решения ситуации.

Ликвидация по-белорусски

Как рассказывает Алексей Попов в книге «15 встреч с генералом КГБ Бельченко», его герой, возглавлявший в ту пору МВД СССР пришел в ярость – ведь банда, убившая не один десяток советских военных, действовала в некогда партизанском районе. Перед оперативниками была поставлена цель в кратчайшие сроки ликвидировать негодяев. Задача была непростой, ведь НКВДшникам противостояли не просто уголовники, а матерые диверсанты, прошедшие «немецкую школу».

Началась депортация из Бобруйской области (в ту пору существовала такая) граждан и семей тех, кто во время оккупации сотрудничал с фашистами. Так в руках оперативников оказался родственник одного из руководителей банды. Агент «Родственник» был внедрен в банду под прикрытием легенды о побеге. Он-то в итоге и вывел НКВДшников к убежищу белорусских «лесных братьев». В кровавой перестрелке были ранены несколько оперативников, но бывших коллаборационистов удалось полностью уничтожить. При них были обнаружены многочисленные документы убитых офицеров, их форма и оружие, ставшие очевидными доказательствами преступлений.