Под городом Протвино (Серпухов 7) – на границе Московской и Калужской областей – находится уникальный секретный объект. Речь идёт об ускорительно-накопительном комплексе, который должен был стать основой первого в мире протон-протонного коллайдера на сверхпроводящих магнитах. Но реализовать амбициозную задумку так и не удалось, а поэтому сегодня «У-70» вызывает интерес только для истории науки.
Впереди планеты всей
Серпухов 7 – так назывался рабочий посёлок, заложенный в 1960 году всего в 100 километрах от Москвы. Тогда же начались работы по созданию протонного ускорителя.
В 1965 году населённый пункт получил привычное сегодня название Протвино. Спустя ещё два года ускоритель «У-70» запустили, и на нём началась активная научно-исследовательская деятельность. Работы велись в условиях высокой секретности, а поэтому на данный момент невозможно установить точно, сколько открытий в области физики элементарных частиц и ядерной физики сделали советские учёные.
Выжить вопреки
Не всё шло гладко. В 1978 году произошло ЧП. Во время эксперимента из-за сбоя фокусирующего оборудования пучок протонов радиационной дозой 300 тысяч рентген прошёл через голову физика Анатолия Бугорского. Исследователя госпитализировали в больницу, но надежд на то, что он выживет, не было никаких. Фактически, врачи приготовились наблюдать за тем, как Анатолий Петрович будет умирать.
Страшные прогнозы не подтвердились и Бугорский выжил. Правда, он полностью оглох на левое ухо, но через два года всё равно смог защитить докторскую диссертацию.
Не довели до ума
В 1980 году было принято решение о строительстве на базе «У-70» большого коллайдера диаметром 21 километр. В 1983 году рабочие приступили к строительству тоннеля, который закончили через 11 лет, то есть в не самое простое для России время. Из-за недостатка финансирования работы пришлось приостановить. Объект законсервировали, надеясь к нему ещё вернуться.
В 2011 году специалисты Курчатовского института заявили о готовности восстановить подмосковный ускоритель, но оперативно средств на это найти не удалось, а потом и необходимость в этом отпала, так как в Европе запустили более современный и мощный аналог – Большой адронный коллайдер.