25/05/23

Шаламов против Солженицына: из-за чего переругались два бывших зека ГУЛАГа

И Александр Солженицын, и Варлам Шаламов прошли испытание советским ГУЛАГом и писали вроде бы на одну тему. Именно на этой волне они и познакомились. Поначалу между ними даже возникли приязненные отношения, но вскоре их пути разошлись. За всю свою жизнь писатели встретились лишь несколько раз.

Двадцать с лишним лет на двоих

В 1962 году был опубликован рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». К тому времени за спиной писателя было 8 лет лагерей — за «антисоветскую деятельность». Произведение было высоко оценено критикой, в том числе и Шаламовым. А уж он знал всю правду тюремной жизни, отсидев в общей сложности 14 лет. Поэтому высокая оценка «Одного дня» касалась в основном лишь его литературных достоинств. Лагерь же, описанный Солженицыным, по словам Шаламова, был настоящей «лафой», о чем тот и сообщил в переписке.

Схожая судьба — разные взгляды

Завязавшаяся между писателями переписка завершилась в 1963 году личной встречей. Шаламов приехал в Солотчу к Солженицыну, но пробыл в гостях лишь два дня, уехав раньше положенного срока — в переписке речь шла о недельном визите. Скорее всего, дело в том, что они попросту не сошлись во взглядах. Солженицын после отсидки стал убежденным антисоветчиком и все больше скатывался в диссидентство. Шаламов же придерживался левых — троцкистских — идей, за которые в молодости и угодил в тюрьму. Он крайне негативно относился к самой идее диссидентства, а, кроме того, был неверующим, что также стало камнем преткновения.

Делец от литературы

Именно так позднее охарактеризовал Солженицына Шаламов. Он считал его конъюнктурщиком, готовым идти на любые ухищрения ради «успеха на Западе». Сам же Шаламов, хоть и признавал несправедливость своей судьбы и советской власти, на жизнь никогда не жаловался и считал: «Западу и Америке нет дела до наших проблем, и не Западу их решать». Во многом поэтому и отказался сотрудничать с Солженицыным в написании «Архипелага ГУЛАГ». «Ни одна с*ка из «прогрессивного человечества» к моему архиву не должна подходить», — ответил он на предложение.

Дальнейшая судьба литераторов сложилась по-разному. Солженицын достиг успеха на Западе и пережил СССР. Правда, вернувшись в Россию 1990-х, разочаровался в «демократии» и «свободе слова», за которые так ратовал. Шаламов же остался в Советском Союзе. Часть его наименее остросоциальных произведений была опубликована. А умер он в доме инвалидов в 1982 году.