Шамиль Басаев: был ли он кадровым офицером ГРУ?

Шамиль Салманович Басаев (1965-2006) – один из самых одиозных деятелей постсоветской истории, один из руководителей самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия (ЧРИ), террорист, внесенный в списки международных террористов ООН, Госдепартамента США и Европейского Союза, организатор ряда резонансных террористических актов в российских городах.

И при этом Шамиль Басаев, так же как и большинство общественных и политических деятелей современной России – выходец из СССР. И именно с Советским Союзом связано воспитание, образование и становление этого человека. Говорят даже о том, что Басаев был кадровым офицером ГРУ.

Происхождение

Шамиль Басаев родился в селе Дышне-Ведено Веденского района Чечено-Ингушской республики. Школу окончил в 1982 году, после этого четыре года работал разнорабочим в совхозе, в Волгоградской области. С 1983 по 1985 проходил срочную службу в армии, в пожарной команде аэродромного обслуживания. Три раза пытался поступить на юрфак МГУ и три раза проваливался.

Образование

В 1987 году поступил в Московский институт инженеров землеустройства, но через год был отчислен. По одним свидетельствам – за академическую неуспеваемость, по другим – за хронические прогулы. На родину не вернулся, работал в Москве контролером в автобусе, сторожем в закусочной, потом – в фирме «Восток-Альфа» заведующим отделом по реализации компьютеров. Занимался спортом, мел 1-й рзряд по футболу. Есть сведения, что с 1989 по 1991 годы учился в исламском институте в Стамбуле. 

На защите Белого дома

Во время путча ГКЧП 19-21 августа 1991 года Шамиль Басаев был среди тех, кто защищал Дом правительства РСФСР («Белый дом»). В своем интервью газете «Московская правда», опубликованном в номере газеты за 27 января 1996 года Басаев объяснял этот свой порыв так: «Я знал, что если победит ГКЧП, на независимости Чечни можно будет ставить крест». Говорят, что Басаев руководил созданием баррикад у Белого дома и выражал готовность подбить все танки, стоявшие у Дома правительства.

Вскоре после поражения путчистов Басаев вернулся на родину. По некоторым сведениям, он вынужден был скрыться из Москвы, поскольку задолжал здесь крупную сумму денег. 

«Басаевские янычары»

С начала 90-х Басаев не пропускает ни одного конфликта на Кавказе. Он воевал на стороне Азербайджана в Нагорном Карабахе. Азербайджанский полковник Азер Рустамов так характеризует роль Басаева в сражениях лета 1992 года: «неоценимая роль Басаева и Радуева». По его сведениям, численность чеченских добровольцев в Карабахе составляла около 100 человек. Впрочем, по армянским оценкам, под началом Басаева воевало около 400 чеченцев. 3 июля 1992 года в операции в селе Кармраван этот чеченский отряд был разгромлен, после чего Басаев в Карабах уже не возвращался.

В августе 1992 года чеченские добровольцы под командованием Басаева отправились на театр грузино-абхазского конфликта. Здесь они воевали на стороне Абхазии против Грузии. Здесь Басаев так же хорошо проявил себя, был назначен командующим Гагрским фронтом, заместителем министра обороны Абхазии, советником главнокомандующего вооруженным силами Абхазии. За особые заслуги Басаев был награжден медалью «Герой Абхазии». 

Впрочем, деятельность Шамиля Басаева на той войне так же носила весьма одиозный характер. Геннадий Трошев в книге «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» так писал о деятельности Басаева в окрестностях Гагры: «Басаевских «янычар» (а их было 5 тысяч) отличала на той войне бессмысленная жестокость. Осенью 1993 года в окрестностях Гагры и поселка Леселидзе лично сам «командующий» руководил карательной акцией по уничтожению беженцев. Несколько тысяч грузин были расстреляны, вырезаны сотни армянских, русских и греческих семей. По рассказам чудом спасшихся очевидцев, бандиты с удовольствием записывали на видеопленку сцены издевательств и изнасилований».

Басаев – поэт и шахматист

И, наконец, для полноты портрета этого человека стоит сказать и вот еще о чем. После того, как Басаев были ликвидирован в результате сложнейшей спецоперации, проведенной российскими спецслужбами, в руки ФСБ попал архив лидера сепаратистов. Так вот, там, наряду с деловыми бумагами и секретными видеосъемками, хранились пачка шахматных журналов советского периода школьная грамота за шахмтные успехи. Басаев так дорожил этой грамотой и этими журналами, что пронес их через все свои войны. Школьные учителя Шамиля Басаева говорят, что он и в самом деле был хорошим мальчиком и учеником, и увлекался не только шахматами, но и поэзией. Да, Шамиль Басаев писал стихи!

Впрочем, не только стихи, но и прозу. Шамиль Басаев – автор ряда широко известных открытых писем, среди которых и «Письмо к Путину». Эти письма, безусловно, интересны, как документы эпохи, но языком они написаны крайне посредственным, в котором смешалась исламистская лексика с постсоветским «канцеляритом».

К числу самых известных литературных произведений Басаева относится «Книга муджахида», которая является ни чем иным, как переделкой очень модной одно время «Киги воина света» Пауло Коэльо. 

Сам Басаев в предисловии к этому труду написал так: «У меня появились свободные две недели, когда под рукой одновременно оказались книга Пауло Коэльо «Книга Воина Света» и компьютер. Мне захотелось извлечь из этой книги пользу для муджахидов, и поэтому я переписал большую ее часть, убрав некоторые излишества, и укрепил все это аятами, хадисами и историями из жизни асхабов».

Есть в этой книги и стихи самого Шамиля Басаева. Вот один из образцов: «Один муджахид в поле воин/ Всем русским байкам вопреки/И жить, и умереть свободным/ Аллах тебя благослови!». Стихи, в общем, так себе. 

Басаев – агент ГРУ?

Есть утверждения, что именно с 1991 года, когда чеченский отряд начали готовить российские офицеры для войны против Грузии, Басаев и начал работать в интересах ГРУ. Тогда боевикам были присвоены воинские звания, а сам Басаев стал старшим лейтенантом. Такие утверждения делали бывший офицер спецподразделения «В» ФСК К. Никитин, бывший начальник Центра общественных связей ФСБ А. Михайлов, председатель народного собрания Чечни Дук-Ваха Абдурахманов, а так же Руслан Аушев и Александр Лебедь, генерал-майор КГБ в отставке Ю. И. Дроздов. 

Однако, сам Басаев в интервью «Независимой газете», опубликованном 12 марта 1996 года, опроверг эту информацию. Он утверждал, что чеченцы на базе ГРУ не учились, поскольку их туда не брали. Впоследствии чеченские сепаратисты не раз утверждали, сотрудничество Басаева со спецслужбами России – миф, выдуманный, чтобы дискредитировать героя Чечни в глазах соратников.