Гонка вооружений СССР и США коснулась не только области ядерного оружия и межконтинентальных ракет. Необходимо было усилить флот и модернизировать вооружение, чтобы достойно подготовиться к гипотетическому конфликту — Третьей Мировой.
После двух послевоенных пятилеток Советский Союз имел на счету несколько сот дизельных субмарин. Велась активная работа по созданию атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», которая была спущена на воду в 1958 году. Во время хрущевской оттепели американцы приняли на вооружение первую противокорабельную ракету-торпеду Фэрчайлд «Петрел» (в переводе - «Буревестник»), однако из-за многочисленных недостатков её вскоре перестали использовать. В СССР в это время появилась «реактивная авиационная торпеда 52», предназначенная для сбрасывания с помощью реактивных самолетов ИЛ-28 и ТУ-14.
Поистине революционная разработка «рождалась» в стенах Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) под руководством ветерана войны, конструктора в области гидродинамики, доктора технических наук Георгия Владимировича Логвиновича. Система получила название «Шквал». Система создавалась на протяжении двух десятилетий: в 60-е и 70-е. За успешную разработку в 1978-м году коллектив ЦАГИ даже получил Ленинскую премию.
Комплекс «Шквал» представляет собой реактивную ракету-торпеду на твёрдом топливе, которая способна развить скорость до 300 км/ч и поразить цели как над водой (лодки и корабли), так и под водной гладью. Негативное влияние сопротивления воды компенсирует особый паровой пузырь, создаваемый перед движущейся под водой торпедой, так называемая «кавитация».
Несмотря на ряд небольших уязвимостей, например, высокий шум, увеличивающий шансы обнаружения или отсутствие самонаведения, ракета стала недостижимой вершиной для мировых конструкторов на протяжении целых тридцати лет! О появлении аналогов из Ирана и Германии было объявлено только в начале 21-го века. Надо ли говорить, что существование «Шквала» заставляло командование флота США изрядно нервничать.