О жизни военных из разных стран в немецких лагерях военнопленных периода Второй мировой войны известно немного. Однако, благодаря усилиям по поиску непосредственных участников событий, журналистам удалось собрать подробнее сведения об условиях пребывания в плену офицеров из стран-участников антигитлеровской коалиции. В частности, мы много узнали о лагере «Шталаг Люфт I Барт» в Передней Померании, в котором содержались захваченные в плен офицеры экипажей бомбардировщиков и истребителей. Часть результатов поисковых работ была опубликована немецкими документалистами в фильме «Пленные в заливе Барта: «Операция Возрождение» – 1945».
Война является самым радикальным способом решения политических противоречий и связана с массовыми убийствами и масштабным уничтожением имущества. Но и в организации военных действия присутствуют условности, которые приходится соблюдать, даже если они играют на руку противнику. Речь идет, в частности, об обращении с военнопленными, где правилам приходилось придерживаться даже в фашистском Рейхе. Лагерь для военнопленных в окрестностях Барта под названием «Шталаг Люфт I» долгое время оставался безопасным убежищем для попавших в плен и одновременно служил прикрытием для расположенных по соседству немецких военных заводов, которые не смела трогать авиация коалиции.
Благодаря участию Германии в Женевской конвенции об обращении с военнопленными, попавшие в плен иностранные военные могли рассчитывать на относительно комфортные условия, которых не было даже у коренного населения страны в период войны. Значительную часть рациона составляли пайки Красного Креста. Взамен на такое сотрудничество, «стиснув зубы», в Германии справедливо рассчитывали на аналогичное отношение к своим солдатам и офицерам, плененным за границей. Но раз Советский Союз не согласился подписывать эту конвенцию, лагеря военнопленных стали для многих наших военных лагерями смерти.
Немцы тщательно охраняли лагеря военнопленных: высокие заборы, ряды колючей проволоки, смотровые вышки. В лагере «Шталаг Люфт I» поощрялась общественная жизнь, которая организовывала военных из разных стран и давала им управляемость. Это было важно в лагере с населением около 9 тыс. человек к концу войны. Немцы старались занимать военнопленных различными делами. В лагере действовали курсы по обучению различным дисциплинам и навыкам, включая математику, иностранные языки, садоводство, живопись, музыку и т.д., была своя библиотека, спортивный инвентарь. Однако ни хорошие условия содержания западных офицеров, ни высокие заборы и угроза жизни не лишали людей стремления выбраться наружу. Созданные по инициативе немцев структуры самоорганизации военнопленных стали основой для организации побега для отдельных военных
Известно о случаях успешной эвакуации военнопленных из лагерей с помощью подкопа. Однако особенности лагеря в Барте крайне затрудняли такие попытки: уровень грунтовых вод находился слишком близко. За всю историю лагеря из 80 попыток успехом увенчался побег лишь для двух британцев, которые перебрались по морю в Швецию, а затем – на родину.
Новости из внешнего мира поступали с помощью тайных радиоприемников, а передача информации между военнопленными осуществлялась посредством священника, который единственный имел право доступа во все участки лагеря. Богослужение также служило моментом для передачи новостей.
Благодаря посылкам Красного Креста, жизнь в лагере была достаточно комфортной, но к концу войны ситуация резко ухудшилась. Закончились поставки топлива, с января 1945 г. перестали приходить посылки Красного Креста. Готовился перевод лагеря в сторону Запада от наступающих советских войск. Ключевым стало решение коменданта покинуть лагерь со всем немецким персоналом и охраной. Это произошло 30 апреля 1945 г. С этого времени управление лагерем взяли на себя сами военнопленные. Зная об опасности отправиться под советским конвоем пешком на Украину, военные с Запада ожидали теперь спасения и от русских. При согласии советского правительства ВВС США организовали «воздушный мост» для переправки обитателей лагеря. Это мероприятие осталась в истории под названием «Операция Возрождение».