В годы Великой Отечественной войны на полях сражений с нацистами бились не только кадровые красноармейцы и мобилизованные, но и криминальные элементы. Искупая вину кровью, заключенные воевали так, что приспешники Гитлера боялись их больше остальных.
Мы за ценой не постоим
С учётом того, что первые военные годы для Красной Армии трудно назвать удачными, руководство пыталось противостоять противнику всеми возможными способами. Поэтому на фронте и оказались уголовники. Изначально принимать участие в боевых действиях могли лишь тем, кто отбывает первое наказание. Позже данное требование пересмотрели, разрешив призывать рецидивистов. Даже в криминальной среде к ним относились с опаской и предпочитали не связываться лишний раз. Рецидивисты – «урки» – жили по своим понятиям, на принятые социальные нормы внимания не обращали. Казалось бы – ну какие солдат из таких преступников? Но как раз склонность к риску, наглость и решительность делали из зеков ценных бойцов.
Польза и вред
Историки, ссылаясь на рассказы командиров подразделений, призывают не идеализировать вклад «урок» в Победу. Например, офицер Иван Мамаев вспоминал, что заключённые были заядлыми картëжниками. На все приказы, отданные во время карточного кона, они не реагировали. Чтобы отвлечь их от игры, должно случиться что-то действительно из ряда вон выходящее.
Заключенные были падки на трофеи. Пленных немцев они сначала обыскивали, забирали у них все ценные вещи. Иногда из-за этого страдал бдительность и преступники становились жертвами своих пленников. Время от времени ценная информация советского командования из-за «воинов-бандитов» становилась достоянием общественности. И всё из-за того, что зеки не умели ей правильно распоряжаться.
В частях, укомплектованных «уркаганами»,частенько возникали конфликты между «своими», завершающиеся летальными исходами. Самые распространённые причины – карточный долг, разные «понятия».
Особенно активными «урки» стали в 1944 году, когда стало понятно, что разгром врага – это вопрос времени. Советским бойцам предстояло очистить от нацистов Европу, что особенно радовало зеков, не брезгующих мародёрством и грабежами. Позволить, чтобы войска СССР оставили о себе такое впечатление в Старом Свете, советское руководство не могло, а поэтому решили «шторм- Z Сталина» свернуть.
Зекам тут же нашлась работёнка в тылу. Немецко-фашистские захватчики уничтожили более 1700 городов, 70 тысяч деревень и сёл, несколько десятков тысяч предприятий, почти три тысячи машинно-тракторных станций и 65 тысяч километров железнодорожного полотна.