14/09/25

«Сибирский брак»: почему многие мужчины на Руси были многоженцами

Освоение Сибири в XVI–XVIII веках было делом суровым и по-мужски аскетичным. Среди казаков, промысловиков и служилых людей женщин с «русской земли» практически не было. Эта демографическая диспропорция породила уникальные, а подчас и шокирующие формы отношений, которые получили название «сибирский брак» — явление на стыке суровой необходимости, языческих пережитков и бесправного быта.

Жены из инородок

Первооткрыватели Сибири решали «женский вопрос» просто: местных женщин забирали силой или покупали у родоплеменных общин за железо, ткани и табак. Поскольку такие женщины были язычницами («некрещеными»), православные мужчины часто не считали нужным ни венчаться с ними, ни даже крестить. Такой союз и называли «сибирским браком» — сожительство без церковного и юридического признания.

Девушка: откуда у русских появилось это обращение к женщинам

Из-за кочевого образа жизни служилых людей (постоянные переходы, экспедиции) такой «брак» часто был временным. Мужчина мог завести себе «жену-инородку» в каждом новом поселении, оставляя ее с детьми и навещая лишь изредка. Положение таких женщин было крайне незавидным: их могли «одолжить» товарищу, сдать в аренду или продать в случае нужды.

Убийцы и кандальницы

Чтобы как-то решить вопрос с нехваткой в Сибири женщин, в 1630-м году царь Михаил Федорович решил отправить в Сибирь партию колодниц. Первые 150 «девок» были набраны в тюремных острогах Устюга и Тотьмы и отправлены в Омск. Это были, в основном, преступницы, которые совершили преступления внутри семьи – убийцы мужей, детей, отцов и те, кто был осужден за «наведение порчи». Были среди них и настоящие бунтарки – несколько «сибирских невест» были осуждены за поджог помещичьих усадеб.

Женщины были отобраны самим воеводой города Тара, а в сопроводительном письме указывалось, что колодницы не в коем случае не должны были выходить замуж за военных. По иронии судьбы, «русские жены» произвели в Омске и на Омской линии (в городах, куда их разослали из Омска) настоящий фурор и почти все повыходили замуж за казаков и офицеров.

Путь их к новым мужьям был необычайно тяжелым: сначала они плыли по Иртышу на дощатиках, а от Омска – шли пешком. Многие были беременны или несли на руках младенцев и маленьких детей, часть в пути заболела.

Тем не менее, все они по местным меркам считались красавицами и были желанны одинокими служилыми людьми, и вскоре в Омск полетели прошения: «... понеже я нижайший... из ссыльных девку Лизу сговорил добровольно на замужество.... прошу позволить мне бракосочетание дать».

У русских с какими фамилиями цыганские корни  

Как пишет этнограф XIX века Серафим Серафимович Шашков в статье «Очерки русских нравов в старинной Сибири», бракосочетание с русскими женами не остановило сибиряков от нарушения брачных обетов. Венчавшись на русской женщине, они всего лишь «предпочитали» ее местным женщинам, полагая ее как бы «лучшей» женой, но связей с инородками не оставляли и по-прежнему по городам содержали по одной, а то и по две инородческих, «сибирских» жены.

Много женщин – не преступление?

Любопытно, что через сто лет этот обычай совершенно извратился, и сибирские мужчины стали относиться и к русским женщинами так же, как и к местным, и женились по несколько раз, имея в каждом городе теперь уже по русской жене. При этом жили с ними уже не только сибирским браком, но зачастую венчаясь с новой женой без расторжения предыдущих союзов. Духовенство иногда знало об этом, но предпочитало венчать мужчин с новыми женами, чтобы уберечь паству от еще большего блуда.

Так например, в 1752 году в остроге Железинска жена служилого человека Гуляния, Ульяна, осталась без мужа, который ушел с полком на новое место службы. Бедная Ульяна родила сына и кое-как перебивалась в ожидании возвращения Гуляния три года. После чего приглянулась некоему канониру Еркину. Тот подговорил священника, напоил Ульяну и обвенчался с ней.

Бедная женщина сбежала от канонира, который оказался крайне ревнив и бил бедняжку. Она долго скиталась по Сибири пока не дошла до Барнаула. Там она была наконец была отправлена к месту службы своего первого мужа.

А в Томске бывали целые «цепочки» венчанных браков. Так например, некая «девка Валагусова» была обвенчана с солдатом Замятиным, потому что первая жена Замятина сбежала от него к крестьянину Нагибину и вышла за него замуж. Нагибин тоже был женат не впервые, а отдал свою первую нелюбимую жену замуж за кузнеца Елисея. Данных о том, спрашивал ли он у жены на это согласие, нет.

Примечательно, что вплоть до XIX века подобные поступки солдат или других служилых людей не имели суровых последствий. В Сибири, где иногда бывало и так, что из-за отсутствия женщин в отдаленных поселениях женились на собственных сестрах, подобный поступок казался шалостью.

В этом конкретном случае солдат отделался выговором и запретом видеться со второй женой, которую даже заперли в темницу. Однако влюбленный солдат не остановился перед опасностью новой немилости. Он все-таки выкрал Валагусову из темницы и увез к новому месту службы в Ямышевский острог.